«Блокадная книга» безусловно стоит на главной книжной полке человечества как свидетельство об одной из тяжелейших гуманитарных катастроф ХХ века.
Есть в «Блокадной книге» посыл, крайне важный для сегодняшнего дня: «Литература должна снова и снова напоминать, что нет красоты в войне, а жестокость, кровь, гадость. То, что так делал Толстой. …Снова показать то, о чем литература забывать готова, — как жестока и отвратительна война...» (Из записных книжек Алеся Адамовича).
Эта запись созвучна строкам из блокадного дневника Ольги Берггольц, чье имя неоднократно появляется на страницах «Блокадной книги»: «…единственное, о чем надо говорить… — это о том, что война — позор, бесчестие людей…» (запись от 8 января 1942 года).
Человек является мерой всех вещей — именно с этой точки зрения создавалась книга. Такой подход был новым для литературы, в которой главенствовал метод социалистического реализма. Столь же новым явился и опыт осмысления и проживания коллективной травмы.
Построенные в духе соцреалистического канона с его жесткими цензурными ограничениями и непременным требованием «светлого куска», постблокадные тексты (их основной корпус) советских писателей, поэтов, публицистов явили миру особый, героический образ блокады и блокадных людей, выживших и победивших под «неусыпным руководством коммунистической партии». Произошло то, о чем сказал блокадник, академик Д. С. Лихачев: «Из ленинградской блокады делают "сюсюк"».
В Первом послании апостола Павла Коринфянам сказано: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе...» Никто, из вошедших в библейскую катастрофу блокады, не вышел из нее прежним. Жизнь «при последней трубе» дала людям новые знания о себе, новый, неизвестным дотоле духовный и физический опыт противостояния расчеловечиванию. Но опыт этот в условиях советской системы остался практически невостребованным. Это была арестованная память целого города.
И вот, спустя тридцать лет после окончания блокады, к людям, носителям этой «замороженной», «отложенной» памяти, приходят два писателя — Гранин и Адамович. Они начинают собирать материал для будущей «Блокадной книги» и на тот момент сами не вполне представляют, в какую запредельную область пережитого вторгаются. Так началась очень болезненная, но совершенно необходимая активация памяти, нужной и самим носителям этой памяти, и, что важно, поколениям, не имеющим физического и трансцендентного опыта блокады.
Для блокадников публикация книги оказалась сигналом: люди почувствовали необходимость и, главное, право говорить. И они воспользовались этой первой, и, может быть, единственной для них, настоящих свидетелей блокады, возможностью. С блокадной памяти была снята осада. На писателей обрушилась лавина писем. Не только слова благодарности звучали в них: люди рассказывали о своем блокадном опыте, делились блокадной правдой, которая долгие годы оставалась невостребованной. Это были письма-исповеди.
Уже в постсоветское время книга была дополнена материалами, изъятыми цензурой, а также главой «Ленинградское дело» и историей создания «Блокадной книги».
В 2014 году в книгу Д. Граниным был включен рассказ «Ромовые бабы», а Наталья Адамович, дочь А. Адамовича, предоставила для публикации записные книжки отца.
6 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге, в Государственном музее политической истории России состоялось открытие выставки* «Люди хотят знать», посвященной 40-летию выхода «Блокадной книги» и 100-летию Даниила Гранина.
«Пришло время», «люди хотят знать», «людям надо...», «если все действительно рассказать…» Эти слова когда-то были вычеркнуты цензором. Цензурные изъятия мы видим на страницах машинописи и журнальной верстки. Часть показана на этой выставке, и это тот случай, когда зачеркнутое следует читать.
Прошли десятилетия. Была ли удовлетворена в обществе потребность знания, потребность правды о блокаде? На этот вопрос могут ответить, как отзывы уже современных читателей, оставленные на сайтах интернет-магазинов, так и отзывы посетителей выставки.
А «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина и сейчас остается самой востребованной народной книгой о трагедии, пережитой великим городом.