Новости

В рамках XIII Международного IT-Форума прошло заседание Круглого стола «Правовые проблемы и решения в условиях цифровой трансформации»

Заседание было организовано 8 июня в онлайн и офлайн формате и продолжалось свыше 3 часов. Для рассмотрения на заседании было заявлено 10 докладов.

Организаторами заседания выступили Центр технологий электронной демократии (АНО «ЦТЭД») и Департамент ИТ и цифрового развития Югры при поддержке Югорского государственного университета (ЮГУ). 

Предметом обсуждения специалистов в сфере информационного права и цифровых технологий на Круглом столе стали правовые проблемы, сдерживающие процессы адаптации экономики к быстро меняющимся требованиям цифровой трансформации, особенно с учетом расширения прав и возможностей субъектов экосистемы цифровой экономики, включающей органы власти, бизнес-структуры, государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации. Также были рассмотрены проблемы информационной безопасности и защиты персональных данных, вопросы правовогообеспечения безопасной информационной среды для граждан и организаций и повышениязащищенности информационной инфраструктуры.

Модератор-организатор заседания Наталья Маслова, исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Центр технологий электронной демократии», кандидат технических наук (Ханты-Мансийск) поприветствовала участников встречи и отметила, что в условиях цифровой трансформации национальная правовая система должна совершенствоваться и вырабатывать согласованные решения, которые позволят использовать новые возможности для цифровизации государства, развития цифровой экономики и предотвращать риски нарушения прав и свобод граждан, публичные или общественные интересы. «В рамках нашего Круглого стола предлагается обсудить заявленные вопросы и проблемы, а также дать практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения в условиях цифровой трансформации», - сказала в завершение Наталья Маслова.

Обратив внимание участников мероприятия на проблемы регулирования в условиях цифровой трансформации государства, сомодератор Круглого стола, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук Алексей Минбалеев (Москва) отметил, что результатомтакого регулирования должна стать сбалансированная система различных норм, обеспечивающая безопасное использование результатов трансформации и технологий искусственного интеллекта гражданами и бизнесом.

Максим Лим, управляющий партнер GPI Legal(Республика Казахстан) выступил по теме:«Правовые проблемы защиты прав разработчиков ПО». Он сказал: «В России цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам (юридический аналог токена)». Далее он выделил ряд проблем, связанных потребностью всовершенствовании правовой базы, позволяющей получать патенты на разработки в IT-сфере, и предложил расширить патентование путем гармонизации законов стран ЕАЭС под меняющуюся цифровую среду, созданиеблагоприятных условий для коммерциализации разработок программистов в IT-сфере.

Об актуальном нормативном регулировании в сфере информационной безопасности рассказал Михаил Шахнюк, ведущий консультант отдела информационной безопасности Управления делами Администрации Липецкой области (Липецк). Он перечислил основные законы в этой сфере. 149-ФЗ об информационной безопасности — устанавливает основные права и обязанности, касающиеся информации и информационной безопасности. 152-ФЗ — описывает правила работы с персональными данными. 98-ФЗ — определяет, что относится к коммерческой тайне компаний. 68-ФЗ — дает определение электронной подписи и описывает, как и когда ее можно применять, какой юридической силой она обладает.187-ФЗ — описывает правила защиты IT-инфраструктуры на предприятиях, работающих в сферах, критически важных для государства. К таким сферам относится здравоохранение, наука, оборона, связь, транспорт, энергетика, банки и некоторая промышленность. «Хотя нормативных документов в части информационной безопасности на данный момент много, но нормативная база не всегда успевает за изменяющемся ландшафтом угроз. С этим и связаны основные проблемы информационной безопасности. Для решения проблем в первую очередь необходимо обратить особое внимание на подготовку кадров в сфере ИБ.Кроме того, так как "обычные граждане" не успевают за быстро изменяющимися видами атак, компаниям (банкам)/государству необходимо кроме повышения осведомленности в области ИБ, на основе накопленной информации о действиях пользователя предлагать персонализированныемеры/действия для повышения защищенности граждан. Важным остается вопрос повышения цифровой грамотности граждан», - подчеркнул Михаил Шахнюк.

Правовые аспекты использования искусственного интеллекта в системе управления образованиемосветила Валентина Мельникова, кандидат юридических наук, доцент, заведущая кафедрой информационного права ТУСУР (Томск). По ее мнению, к современным трендам развития образования можно отнести «борьбу» за таланты, развитие технологий, позволяющих сделать обучение более эффективным, сбор данных о человеке (портфолио, особенности характера, деловые качества и т.д.), представляющих интерес для потенциальных работодателей. И здесь нужно отметить роль искусственного интеллекта (ИИ) как вызова правовой системе. Создание систем ИИ по всем трем направлениям – технически решаемая задача, но надо предусмотреть риски, связанные с возможностью нарушения прав субъектов при использовании таких систем. Это выявление и использование признаков/свойств/параметров, влияние которых на принимаемые решения противоречит основам права и нравственности; использование чувствительных персональных данных в целях, не соответствующих законодательству. Наибольший риск представляют системы, обучающиеся на прошлом опыте, т.к. это создает риск «тиражирования ошибок». В этических принципах/руководствах по созданию и использованию ИИ указывается, что ИИ не должен причинять вред правам и свободам граждан. Данный тезис нуждается в создании правовых механизмов, которые будут обеспечивать его реализацию, механизмы контроля за его соблюдением и/или его верификации и правовые средства, обеспечивающие прекращение использования систем ИИ, нарушающих данноетребование.  

Александр Райков, ведущий научный сотрудник ИПУ РАН, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, доктор технических наук, профессор (Москва) рассказал о разработанной с его участием модели выявления потребности секторов экономики в цифровых технологиях. Он предложил подход к формализованным оценкам потребностей на основе терминологии предметной области пользователей и автоматизированного слежения за рынком в реальном времени. В основу модели положены методы менеджмента качества, аналитики больших данных и искусственного интеллекта, стратегического анализа и моделирования. Предлагаемый подход позволяетоценить динамику потребностей сегментированного рынка по секторам и отраслям экономики в цифровых технологиях и платформах, обеспечить рост качества цифровых сервисов. В качестве одного из примеров он использовал архитектурный подход для Индии. При этом Александр Николаевич отметил, что необходимо решать проблемы формирования универсального понятийного аппарата и проблемы правового обеспечения развития цифровой экономики. Они должны решаться комплексно.

Дискуссию продолжил Алексей Демидов, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, заместитель председателя Комиссии АЮР по развитию общероссийской сети ПЦПИ и бесплатной юридической помощи, который подчеркнул важность изучения работ, в которых определяется соотношение и взаимосвязь понятий «цифровая экосистема», «экосистема программного обеспечения», «экосистема цифровой экономики», «экосистема информационного общества» и т.п.Необходимо объединить усилия юристов, специалистов в области информационных и коммуникационных технологий, интернет-общественности, других заинтересованных лиц для решения вопросов, связанных с особенностями правового регулирования и правоприменения в сфере цифровой трансформации. Больше внимание следует уделять актуализации учебных программ как для чиновников, так и для граждан и бизнеса. «Минцифры совместно с Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС планируют запуск новых образовательных программ для государственных и муниципальных служащих, ответственных за цифровую трансформацию и развитие российских органов власти уже с 1 августа этого года», -сообщил Алексей Демидов в завершение своеговыступления.

Правовые аспекты телекоммуникационной составляющей экосистемы региональной экономики осветила Марина Кулаева, заместитель руководителя Управления Республики Северная Осетия – Алания по информационным технологиям и связи (Владикавказ). В своем выступлении она отметила, что реализация национальной программы «Цифровая экономика», принятой в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» требует учета правовых аспектов телекоммуникационной составляющей экосистемы региональной экономики. «В 2021 году в России началось более активное обсуждение возможных подходов к регулированию экосистем и цифровых платформ. Был опубликован проект «Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», разработанный Минэкономразвития России. Концепция устанавливает систему приоритетов, целей, задач и направлений правового регулирования отношений между различными категориями физических и юридических лиц, а также государством с учетом влияния на такие отношения результатов деятельности функционирования цифровых платформ и экосистем, и направлена на создание благоприятных условий для экономического роста, конкуренции и безопасной среды. Это касается и телекоммуникационной составляющей экосистемы региональной экономики», - отметила Марина Кулаева.

Далее с подробной презентацией по теме «Организационно-правовые аспекты цифровой трансформации в сфере государственных и муниципальных услуг»» выступила Наталья Маслова. Она отметила, что в соответствии с Указом Президента РФ 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в НПА внесены изменения и дополнения, которые были учтены при разработке региональных стратегий цифровой трансформации и планах их реализации. Все субъекты РФ приняли свои стратегии цифровой трансформации и планы их реализации в 2021 году. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Стратегия цифровой трансформации утверждена 2 июля 2021 года распоряжением Правительства округа № 359-рп. В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» и «Цифровые услуги и сервисы онлайн» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг. Но существует целый ряд проблем, связанных с недостаточно выраженным целеполаганием, отсутствием понятного и четкого описания целевого состояния на федеральном уровне, которое затем было бы последовательно и логично декомпозировано на региональный и муниципальный уровни. Для их решения Распоряжением Правительства РФ от 11 апреля 2022 г. № 837-р утверждена Концепция перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан и план-график реализации Концепции. Важным является положение Концепции о том, что при переводе государственных и муниципальных услуг в электронный вид оптимизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг требует внесения изменений в законодательство Российской Федерации. «В новых условиях цифровой трансформации необходимо обеспечить непрерывность предоставления государственных услуг с помощью новых цифровых инструментов и методов; улучшить информирование граждан о новых онлайн решениях и цифровых технологиях; продолжить укрепление легитимности государственных институтов для повышениядоверия граждан к цифровому правительству», - подчеркнула Наталья Маслова.

О проблемах использования сквозных технологий и вопросах информационной безопасностирассказала Надежда Сурова, член секции «Цифровые регионы: лучшие практики и стратегии развития» совета по цифровой экономике Совета Федерации (Москва).

Анна Трахтенберг, старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, кандидат политических наук (Екатеринбург) представила тезисы доклада с примерами опыта таких стран БРИКС, как Индия и ЮАР по цифровой трансформации социальной сферы на основе биометрических баз данных. Она отметила, что такое использование биометрии, с одной стороны, опирается на опыт колониального прошлого (в Индии) и опыт апартеида (в ЮАР), где биометрические показатели выступали как важнейший инструмент, с помощью которого власти осуществляли контроль за деятельностью и перемещениями трудового населения, а с другой – означает радикальный разрыв с этим прошлым, поскольку биометрия была переосмыслена в качестве инструмента для оказания прямой социальной поддержки нуждающимся гражданам. Были подробно рассмотрены вопросы становленияи развития индийской цифровой биометрической системы Аадхар, в которой уже зарегистрировано более 1 миллиарда пользователей. 
Тезисы доклада по вопросам развития правового обеспечения электронного документооборота и хранения информации представил и Кирилл Дмитриев, начальник Государственно-правового управления – заместитель руководителя аппарата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Ханты-Мансийск). Выводы и предложения доклада учтены при формировании рекомендаций Круглого стола.

В ходе Круглого стола были подняты дискуссионные вопросы, которые определяют целесообразность дальнейшего исследования и изучения правовых проблем и решений в условиях цифровой трансформации государства и экономики. 

Подводя итоги круглого стола, Наталья Масловапредложила участникам IT-Форума и всем заинтересованным лицам при разработке региональных стратегий цифровой трансформации учитывать необходимость синхронизации и гармонизации нормативного регулирования на всех уровнях взаимодействия, внедрить комплексный механизм реализации Стратегий цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях. Она подчеркнула, что в целях реализации Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан необходимо пересмотреть большое число отраслевых нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и утвердить цифровые административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

В заседании Круглого стола приняли участие около 50 человек.

Участниками Круглого стола был подготовлен ряд практических рекомендаций для включения в «Югорскую декларацию» по итогам XIII Международного IT-Форума.

По мнению участников, в новых условиях цифровой трансформации необходимо обеспечить:
− Внедрение специализированных автоматизированных процедур выявления потребностей отраслей экономики в цифровых платформах и технологиях, которые могут быть реализованы только с применением продвинутых методов анализа больших данных и технологий искусственного интеллекта на основе правового обеспечения этих процессов.
− Расширение патентования путем гармонизации законов под меняющуюся цифровую среду, создание благоприятных условий для коммерциализации разработок программистов в IT-сфере; дальнейшее совершенствование правовой базы, позволяющей получать патенты на разработки в IT-сфере.
− Актуализацию, синхронизацию и гармонизациюнормативного регулирования на всех уровнях взаимодействия, внедрения комплексногомеханизма реализации Стратегий цифровой трансформации и Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных имуниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан на региональном и муниципальном уровнях.
− Непрерывность предоставления государственных услуг с помощью новых цифровых инструментов и методов.
− Быстрое внедрение инноваций и креативных решений.
− Информирование граждан о новых онлайн решениях и цифровых технологиях.
− Укрепление легитимности государственных институтов, повышение доверия граждан к цифровому правительству.
− Создание цифровых услуг и проведение цифровой трансформации госуправления в целом как процесса, меняющего принципы взаимоотношений между государством и гражданином. 
− Улучшение обучения на основе актуализацииучебных программ с включением основ цифровой трансформации, цифрового права, кибербезопасности как для муниципальных и государственных служащих, так и для граждан, представителей НКО и бизнес-структур.
− Проработку и учет правовых аспектов телекоммуникационной составляющей экосистемы региональной экономики.
− Учет опыта стран БРИКС и ШОС в проведении цифровизации экономики, социальной сферы и государственного управления.