Новости

Цифровая трансформация – цель или средство?

16 июня 2021 года в Ханты-Мансийске на XII Международном IТ-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС лучшие российские теоретики и практики в сфере информационного права обсудили проблемы нормативного регулирования цифровой среды и правовые основы цифровой трансформации экономики.
 
Организатором-модератором Стратегической сессии по традиции выступила Наталья Маслова, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации «Центр технологий электронной демократии» (г. Ханты-Мансийск), кандидат технических наук. Открывая заседание, она отметила, что оно посвящается памяти выдающегося ученого-правоведа, заслуженного юриста Российской Федерации, основоположника информационного права России Илларии Лаврентьевны Бачило и кратко напомнила присутствующим о творческом пути выдающегося юриста.
Модераторами Стратегической сессии «Нормативное регулирование цифровой среды» стали заведующая кафедрой административного и финансового права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Наталья Шевелёва и заведующий кафедрой информационного права Уральского государственногоюридического университета (г. Екатеринбург), доктор юридических наук, профессор Петр Кузнецов.
Участники сессии обсудили общие стратегические направления цифровой трансформации экономики России, уделив особое внимание проблеме адаптации к быстро меняющимся требованиям цифровой трансформации с учетом расширения прав и возможностей субъектов экосистемы цифровой экономики, включающей органы власти, бизнес-структуры, государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации. В ходе обсуждения было указано на необходимость совершенствования правовых механизмов реализации Национальной программы «Цифровая экономики Российской Федерации» и формирование оптимальных правовых условий для развития цифровой экономики, в том числе путем устранение противоречий в законодательстве, связанных с формированием экосистемы цифровой экономики.
Наталья Шевелёва проанализировала, какие изменения произошли в правовом регулировании в связи с цифровизацией. Она указала, что сейчас «гражданское право признало, что цифровые отношения требуют особого регулирования, так как «цифра» способна приносить прибыль в гражданском обороте». Цифровизация государственного управления направлена на предоставление госуслуг и формирует государство как платформу, что предусматривает сквозную межведомственную цифровизацию процессов и создание комплексной организационно-технической инфраструктуры как для предоставления госуслуг, так и для обеспечения деятельности системы госуправления. При этом возникает много угроз, как для государства, так и для гражданина, предусмотреть борьбу с которыми обязан регулятор.
Петр Кузнецов рассмотрел объективную и субъективную составляющие цифрового права и поддержалмнение о том, что цифровая среда развивается очень динамично, поэтому вопросы правового регулирования, правового обеспечения использования цифровых форм информационного общества необходимо прорабатывать «на опережение».
Заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук Людмила Терещенко продолжила тему предоставления государственных и муниципальных услуг, представив доклад на актуальную тему «Реестровая модель оказания государственных и муниципальных услуг».В рамках данной модели результатом предоставления услуги является не выдача разрешительного документа на бумажном носителе, а запись в электронном реестре. По желанию организации или гражданина можно получить выписку в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо выписку на бумажном носителе.
Заместитель генерального директора Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов представил подробную презентацию с рассказом об основных направлениях совершенствованияправовых механизмов реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Он отметил, что в рамках федерального проекта «Правовое регулирование цифровой среды» уже разработано 14 законов и 4 концепции. Основные темы – это снятие правовых барьеров, а также стимулирование развития, регулирование цифровых платформ и экосистем. В связи с этим докладчик обратился к анализу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»
Ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук Алексей Ефремов продолжил тему экспериментальных правовых режимов, представив оценку их результативности и эффективности. Он указал, что в настоящее в России не сформирована единая система планирования, мониторинга и оценки результативности и эффективности процессов цифровизации государственного управления. Системы показателей, используемых для целей разных документов и процедур на федеральном и региональном уровнях, недостаточно синхронизированы. Алексей Ефремов предложил общий методический подход и внес предложения по системной оценке результативности и эффективности экспериментов и экспериментальных правовых режимов. 
Доцент кафедры информационного права ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», кандидат юридических наук Михаил Паршуков осветил проблемы формирования понятийного аппарата информационного права в условиях цифровой трансформации общества и государственного управления. Они связаны со стремительным развитием цифровых технологий, внедрением их в государственное управление и во все отрасли экономики, развитием информационного общества и активным формированием правового регулирования. В этих условиях появляются «модные»термины и отмечается понятийная неопределенность, несбалансированность терминов между базовыми и отраслевыми законами, а также недостаточная теоретическая проработанность и несовершенство юридической техники оформления текстов нормативно-правовых актов.
Главный специалист юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Елена Волчинская в докладе «Цифровая трансформация: цель или средство» особо подчеркнула, что во главе программы «Цифровая экономика» должен стоять человек, а не робот с цифровыми данными. Кроме того, программа должна учитывать региональные и социальные различия, для чего требуетсяпровести оценку готовности страны, общества и отдельных регионов к реализации данной программы. Елена Волчинская также указала на отсутствие системности в законотворческой деятельности: «право не развивается, хотя законодательство расширяется». Она привела примеры несовершенства законодательства в сфере использования и хранения оригиналов, копий и дубликатов личных документов гражданина. «Любая технология – это средство достижения цели. Она не должна становиться самоцелью. Цифровые технологии должны использоваться во благо человека и общества», – подчеркнула Елена Константиновна.
Обсуждение правовых проблем цифровой трансформации продолжилось в рамках Круглого стола «Правовые основы цифровой трансформации экономики».
 
Генеральные партнеры IT-Форума – «Роснефть», «Салым Петролеум», «Славнефть-Мегионнефтегаз», «Ростелеком». Инвестиционные партнеры – «ПРАЙМ ГРУП», «Техноком», «ФОРС».