Новости

АНО «Центр технологий электронной демократии» продолжает знакомить с обсуждением итогов проекта “Цифровая экономика для гражданского общества”.

Круглый стол, посвященный итогам реализации проекта “Цифровая экономика для гражданского общества”, состоялся 16 декабря 2020 года в онлайн режиме на платформе Zoom.
На Круглом столе выступили наиболее активные тьюторы проекта: Виталий Еленчук (Ханты-Мансийский район), Альбина Черная и Гульнур Шамсиева (г. Лянтор), Наталья Киселева (п. Игрим Березовского района), Светлана Хожаинова (п. Приобье Октябрьского района).
Виталий Еленчук поделился опытом проведения обучения по программе “Цифровая экономика для гражданского общества” в сельском поселении Луговской. Он рассказал, как было организовано тьюторское сопровождение по организационно-методическому обеспечению процесса обучения цифровой грамотности и ключевым компетенциям по использованию сервисов цифровой экономики.
Виталий Иванович отметил важность использования личного кабинета тьютора, созданного МИП «ИНТЕХ» на сайте ecdl.mipnv.ru, который позволял формировать группы слушателей в соответствии с планом по обучению, пользоваться учебными материалами, заполнять отчетную документацию, обрабатывать анкетные данные и т.д. В сельском поселении Луговской обучилось две группы по 10 человек каждая, продолжительность обучения первой группы - 26 часов и второй - 16 часов. В состав группы входили члены профсоюза и гражданские активисты: педагоги, врачи, сотрудники школы и детского центра дошкольного образования. Обучение основам Цифровой экономики проводилось на основе специально подготовленного Учебно-методического пособия “Цифровая экономика для гражданского общества”, которое было направлено в поселение организаторами. Тьютор отметил, что на втором этапе обучения по ресурсам и сервисам цифровой экономики приходилось оказывать индивидуальные консультации, усилить сопровождение слушателей и провести коучинги по темам: “Основные ресурсы и сервисы цифровой экономики”, “Основы кибербезопасности”. На заключительном этапе была решена задача рефлексии слушателей при прохождении тестирования на выделенной платформе. По итогам тестирования один слушатель прошел тестирование менее, чем на 70 баллов, остальные набрали более 90 баллов. Тьютор отметил трудности, с которыми сталкивался - это слабая мотивация в связи с нагрузкой на слушателей (нагрузки на работе, дистанционное обучение детей, в том числе и собственных); сложное психологическое состояние из-за сложившейся ситуации, связанной с заболеваниями населения в период пандемии. Но проект нужный и его надо продолжать.
Тьюторы из города Лянтор, Альбина Черная и Гульнур Шамсиева поделились опытом проведения обучения 50 слушателей, как в оффлайн, так и в онлайн режиме. В состав групп обучающихся входили члены профсоюза работников образования: учителя, специалисты кадровой службы, инженеры и др. Альбина Юрьевна отметила, что при обучении слушателей по учебным материалам первого блока Учебно-методического пособия открывала что-то новое и для себя. Особое впечатление на слушателей произвело обучение по основам кибербезопасности. Также тьютор из Сургутского района поделилась личным опытом по соблюдению мер безопасности при работе в социальных сетях. Заканчивая свое выступление, Альбина Юрьевна поблагодарила организаторов за интересный проект, оперативную работу и получение личного опыта. А также она отметила важность изучения главы 13 по ресурсам гражданского общества для участия в грантовых проектах.
Наталья Маслова предложила слушателям применять полученные знания и для участия в конкурсе грантов Губернатора автономного округа для физических лиц.
Тьютор Наталья Киселева из п. Игрим Березовского района рассказала о своем опыте обучения слушателей в онлайн режиме. Она создала с помощью сервиса Google сайт, на котором размещала домашние задания, ссылки на видеоролики и в конце каждого занятия давала слушателям тест, по итогам которого определялись пробелы в знаниях у слушателей. Наталья Владимировна отметила значимость проведения цикла просветительских лекций и вебинара по кибербезопасности. По итогам обучения большинство слушателей группы п.Игрим сдали итоговые тесты на 100 %, только один человек сдал на 95 %.
Тьютор Светлана Хожаинова из Октябрьского района подготовила презентацию и подробную информацию о ходе обучения слушателей п.Приобье. Обучение в режиме онлайн проходило в каникулярный период со 2-го по 8-ое ноября 2020 года, что было удобно слушателям. Были сформированы две группы с количеством по 12 человек в каждой группе. Для быстрого оповещения и взаимодействия были созданы две группы в Viber. Тьютор работала с каждой группой по 2-3 часа, обучение проводилось онлайн на школьной платформе bigbluebutton.ru, благодаря которой у тьютора и слушателей осуществлялось оперативное взаимодействие. В целях доступной подачи учебного материала Светлана Анатольевна дополнительно разработала справочные материалы, такие как инструкция о полезных сочетаниях клавиш Microsoft Word и о ресурсах и сервисах по материалам Учебно-методического пособия “Цифровая экономика для гражданского общества”. Изучая второй блок “Ресурсы и сервисы цифровой экономики”, кроме теоретических аспектов, осваивали и практические навыки. Например, такие как оплата квитанции посредством QR-кода, запись к врачу через Электронную регистратуру Югры, покупка билетов на мероприятия, заказ товаров на электронных площадках. Были и трудности, с которыми столкнулась тьютор - невозможность очного общения, работа только посредством платформы, пропуски слушателями занятий из-за болезни. Светлана Анатольевна считает, что в целом курс был полезен и слушателям, и тьюторам, и предложила организаторам увеличить объем часов для занятий со слушателями и для обучения тьюторов.
Наталья Маслова отметила хорошую методическую работу Светланы Хожаиновой и предложила ей войти в методическую группу. Кроме того, модератор предупредила о новых видах мошеннических операций по оплате через QR-код. Мошенники отправляют на электронные почты QR-код и предлагают выйти на получение мер социальной поддержки или иной благотворительной помощи.
Участники Круглого стола отметили, что в условиях перехода на дистанционное взаимодействие резко возросла потребность в учете специфических профессиональных и личностных интересов слушателей, а также подчеркнули важность внутригрупповой активности и обмена опытом между слушателями.
Тьюторы Олеся Бушманова и Александра Зайкина из Белоярского района поделились своим опытом организации внутригрупповой активности с использованием элементов деловой игры и квеста. Они также предложили увеличить количество часов по программе “Цифровая экономика для гражданского общества”. Продолжить работу в этом направлении и больше времени уделить разделу «Основы кибербезопасности», а также рассмотреть и изучить темы по программам монтажа цифровых видеороликов и фильмов.
На Круглом столе выступил почетный член Общественной палаты Югры, председатель Совета общественных объединений инвалидов ХМАО-Югры Станислав Кононенко, который отметил необходимость в обучении отдельных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья и выразил обеспокоенность по росту мошенничества в цифровом пространстве, указал и на усиление обучения информационной безопасности. Необходимо уделять внимание обучению цифровым технологиям в части обеспечения маломобильных граждан в Югре, как по федеральному, так и по региональному перечню технических средств реабилитации (ТСР). Также Станислав Петрович предложил исполнительным органам государственной власти автономного округа провести ревизию ТСР и выбрать те технические средства, которые будут отвечать современным тенденциям, включая обеспечение информационной безопасности компьютерных программ, в том числе тифло и сурдо-переводчика, встроенного в смартфон. «Хотелось бы отработать методику предоставления цифровой услуги отдельным категориям граждан, решить вопрос по обучению отдельных категорий граждан основам цифровой экономики и выделить отдельный блок для людей с ограниченными возможностями здоровья», - подчеркнул Станислав Петрович.
Член Общественной палаты, представитель Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийской Совет местного самоуправления» Сергей Дмитриев отметил важность проекта по повышению цифровых компетенций представителей гражданского общества, а также дал рекомендации относительно образовательной платформы и отдельной программы для граждан “серебряного возраста” и их обучения основам цифровой экономики.
Член Общественной палаты, руководитель Ханты-Мансийской региональной общественной организации «Центр Осетинской культуры «Алания» (Нягань) Валерий Абаев, который уже много лет уделяет вопросам цифровизации, присоединился к мнениям своих коллег и отметил, что в связи с пандемией актуальность в обучении граждан основам цифровой экономики значительно возросла. Процессы цифровизации отраслей идут полным ходом, имеется в виду переход к цифровой экономике и цифровизации всех сфер деятельности. Также Валерий Хаджимуратович отметил, что в рамках курса “Цифровая экономика для гражданского общества” знакомят с государственными, информационными ресурсами, ресурсами гражданского общества и обучают практическим навыкам, что позволяет в дальнейшем реализовывать социально-значимые проекты. Практический уклон обучения хотелось бы сохранить и в дальнейшем развить в рамках этого проекта. Проект реализуется второй год и необходимо подумать о продвижении данного проекта на межрегиональный уровень, его тиражировании в других субъектах нашей страны, поскольку методика, разработанная АНО ЦТЭД позволяет эффективно и быстро, и, что сейчас очень важно, в режиме онлайн повышать цифровые компетенции представителей гражданского общества. «Проект нужен не только Югре, которая как известно является одним из российских лидеров в сфере цифровизации, но и другим регионам России, особенно там, где сильно выражен цифровой раскол», - резюмировал свое выступление Валерий Хаджимуратович. Также он предложил сотрудничество по реализации проекта “Цифровая экономика для гражданского общества” с Республикой Северная Осетия-Алания и другими регионами Северо-Кавказского федерального округа.
Эксперт Общественной палаты Югры Тагир Аюпов отдельно поблагодарил организаторов и куратора проекта Бахтиерову Марину (МИП “ИНТЕХ”), а также - Черную Альбину Юрьевну, тьютора из Сургутского района и Хожаинову Светлану Анатольевну из Октябрьского района. Тагир Халлилович отметил, что работа по обучению основам цифровой экономики, проведенная в отдаленных поселениях муниципальных районов, очень большая и масштабная. Он поддержал предложение Станислава Кононенко по обучению цифровым компетенциям граждан с ОВЗ. «Информационная грамотность - один из рычагов выполнения указов Президента России», - отметил Тагир Халлилович.

Напомним, что в Круглом столе, который проводился 16 декабря 2020 года приняли участие организаторы, тьюторы, слушатели курса «Цифровая экономика для гражданского общества», а также члены Общественной палаты Югры.
Организатор проекта АНО «Центр технологий электронной демократии».
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляло Малое инновационное предприятие при Нижневартовском государственном гуманитарном университете МИП «ИНТЕХ».
Проект получил поддержку Департамента информационных технологий и цифрового развития, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Проект осуществлялся в тесном взаимодействии с Общественной палатой Югры.
Проект «Цифровая экономика для гражданского общества» реализован на средства гранта губернатора Югры.