Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» привлек внимание молодых людей из Ханты-Мансийского автономного округа к изучению истории блокадного Ленинграда и роли Югры во время Великой Отечественной войны. Для этого использовались современные технологии искусственного интеллекта (ИИ).
Группа студентов для обучения технологиям искусственного интеллекта и участия в проекте была сформирована при содействии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как группа волонтеров в архивном деле.
В состав группы вошли студенты разных образовательных организаций, таких как Сургутский государственный педагогический университет, Нижневартовский государственный университет, Сургутский государственный университет и Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж. Все они учатся на специальностях, связанных с историей, документацией и архивным делом.
В ходе проведения обучения к группе присоединились еще 12 студентов. Исследовательские работы по итогам обучения представили 44 волонтера-архивиста. Все они получат сертификаты Югорского научно-исследовательского института информационных технологий (ЮНИИ ИТ) о прохождении обученияпо использованию технологий ИИ в архивоведении.
По итогам анализа исследовательских работ студентов можно отметить, что 70% работ были выполнены успешно. Волонтеры-архивисты с помощью ИИ сформировали промты для нейросетей, систематизировали и отредактировали сгенерированную ИИ информацию о вкладе Югры в освобождение Ленинграда от фашистской блокады и в Победу в Великой Отечественной войне на основе специальной методики, которую разработала исполнительный директор, руководитель проекта, кандидат технических наукНаталья Маслова.
В состав выпускной исследовательской работы по итогам обучения необходимо было включить:промт (задание), которые студенты составили инаводящие вопросы; информацию о нейросетях, которые они использовали для генерации текста; текст об обороне и блокаде Ленинграда; текст о вкладе Югры в Победу, эвакуации блокадников в Югру, текст о вкладе Югры в Победу, который нейросети сгенерировали, а студентотредактировал; текст с историей жизни конкретного защитника Ленинграда или блокадника из Югры, который необходимо было проверить на Интернет-ресурсах: портала «Победа одна на всех» https://pobeda.archivesugra.ru/ ,портала «Великий подвиг народа» http://vp.ugramuseum.ru/ или аналогичныхИнтернет-ресурсах.
Наталья Рудегеровна отметила: «Студенты подготовили хорошие исследовательские работы, в том числе и о ярких представителях исторических событий Великой Отечественной войны – югорчанах, участниках обороны Ленинграда и блокадниках, эвакуированных в Югру. Промты для нейросетей в основном были составлены оптимально, особенно хорошо их сформировали студенты группы ИСП из Ханты-Мансийскоготехнолого-педагогического колледжа. Многие работы студентов номинированы на получение Диплома Оргкомитета проекта. Можно отметить отличные исследовательские работы таких студентов, как: Полиенко Владимира из Сургутского государственного университета, Маметчина Рафаэля из Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, Заварзина Константина из Нижневартовскогогосударственного университета, Лосевой Юлии из Сургутского государственного педагогическогоуниверситета и многих других. Особенно членам Оргкомитета понравилась работа Шурыгина Александра из Сургутского государственного университета, который прекрасно справился со всеми заданиями, написал историю блокадницы Сидоровой Елены Гавриловны из г.п. Советский Советского района автономного округа и включил ее фотографии в исследовательскую работу. Он также представил историю жизни своего прадеда – ветерана Великой Отечественной войны Скорикова Ивана Ефимовича».
Напомним, что цель проекта – активизация интереса и формирование чувства сопричастности к событиям военной истории России и Югры на основе конкретизации и сохранении исторической памяти, повышение уровня знаний об обороне и блокаде Ленинграда, вкладе Югры в Победу в Великой Отечественной войне, подготовка сводной информации о жизни и подвигах защитников Ленинграда и блокадниках из Югры с использованием цифровых технологий.
После проверки исследовательских работ отзывы о них были направлены кураторам учебных заведений, которые ознакомили студентов с замечаниями и рекомендациями. Отдельные студенты сразу же отработали рекомендации и прислали откорректированные работы.
Приятно, что большинство текстов в работах достаточно высокого уровня для представления широкой аудитории. Кроме того, студенты открыли более десятка героев и блокадников Югры, которые были известны только на местном уровне.Открытые исследователями имена будут включены в состав персоналий для раздела «Память Югры» на сайте АНО «ЦТЭД».
По итогам оценки исследовательских работ члены Оргкомитета определили, что все работы выполнены с применением технологий ИИ. Поэтому сертификаты от ЮНИИ ИТ получат все участники обучения. Сертификаты будутотправлены на электронную почту, указанную в работах студентов.
В настоящее время Оргкомитетом проектапроводится отбор лучших работ. Оценка работ производится в соответствии с заданиями проектапо 5-ти бальной системе. Лучшие исследовательские работы будут награждены Дипломами от Оргкомитета проекта за подписью Почетного председателя Оргкомитета Марины Данииловны Чернышевой-Граниной, дочери знаменитого писателя – соавтора «Блокадной книги» и автора романа «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Как известно – это произведения о блокаде и обороне Ленинграда.
С учетом исследовательских работ будет формироваться Сводный информационный ресурс«Память Югры» на официальном сайте АНО «ЦТЭД».
Мероприятия проекта посвящаются 80-летиюосвобождения Ленинграда от фашистской блокады и проводятся в преддверии 80-летнего ЮбилеяВеликой Победы.
Справка.
Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» реализуется АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Архивной службы Югры, Фонда сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина, Кыргызского общества блокадников Ленинграда и др.
Содействие в организации и проведении мероприятий проекта оказывает бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственная библиотека Югры», муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», г. Сургута, муниципальное казенное учреждение «Муниципальный архив города Сургута», образовательные организации и муниципальные библиотеки автономного округа.
Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» реализуется за счёт средств гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Группа студентов для обучения технологиям искусственного интеллекта и участия в проекте была сформирована при содействии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как группа волонтеров в архивном деле.
В состав группы вошли студенты разных образовательных организаций, таких как Сургутский государственный педагогический университет, Нижневартовский государственный университет, Сургутский государственный университет и Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж. Все они учатся на специальностях, связанных с историей, документацией и архивным делом.
В ходе проведения обучения к группе присоединились еще 12 студентов. Исследовательские работы по итогам обучения представили 44 волонтера-архивиста. Все они получат сертификаты Югорского научно-исследовательского института информационных технологий (ЮНИИ ИТ) о прохождении обученияпо использованию технологий ИИ в архивоведении.
По итогам анализа исследовательских работ студентов можно отметить, что 70% работ были выполнены успешно. Волонтеры-архивисты с помощью ИИ сформировали промты для нейросетей, систематизировали и отредактировали сгенерированную ИИ информацию о вкладе Югры в освобождение Ленинграда от фашистской блокады и в Победу в Великой Отечественной войне на основе специальной методики, которую разработала исполнительный директор, руководитель проекта, кандидат технических наукНаталья Маслова.
В состав выпускной исследовательской работы по итогам обучения необходимо было включить:промт (задание), которые студенты составили инаводящие вопросы; информацию о нейросетях, которые они использовали для генерации текста; текст об обороне и блокаде Ленинграда; текст о вкладе Югры в Победу, эвакуации блокадников в Югру, текст о вкладе Югры в Победу, который нейросети сгенерировали, а студентотредактировал; текст с историей жизни конкретного защитника Ленинграда или блокадника из Югры, который необходимо было проверить на Интернет-ресурсах: портала «Победа одна на всех» https://pobeda.archivesugra.ru/ ,портала «Великий подвиг народа» http://vp.ugramuseum.ru/ или аналогичныхИнтернет-ресурсах.
Наталья Рудегеровна отметила: «Студенты подготовили хорошие исследовательские работы, в том числе и о ярких представителях исторических событий Великой Отечественной войны – югорчанах, участниках обороны Ленинграда и блокадниках, эвакуированных в Югру. Промты для нейросетей в основном были составлены оптимально, особенно хорошо их сформировали студенты группы ИСП из Ханты-Мансийскоготехнолого-педагогического колледжа. Многие работы студентов номинированы на получение Диплома Оргкомитета проекта. Можно отметить отличные исследовательские работы таких студентов, как: Полиенко Владимира из Сургутского государственного университета, Маметчина Рафаэля из Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, Заварзина Константина из Нижневартовскогогосударственного университета, Лосевой Юлии из Сургутского государственного педагогическогоуниверситета и многих других. Особенно членам Оргкомитета понравилась работа Шурыгина Александра из Сургутского государственного университета, который прекрасно справился со всеми заданиями, написал историю блокадницы Сидоровой Елены Гавриловны из г.п. Советский Советского района автономного округа и включил ее фотографии в исследовательскую работу. Он также представил историю жизни своего прадеда – ветерана Великой Отечественной войны Скорикова Ивана Ефимовича».
Напомним, что цель проекта – активизация интереса и формирование чувства сопричастности к событиям военной истории России и Югры на основе конкретизации и сохранении исторической памяти, повышение уровня знаний об обороне и блокаде Ленинграда, вкладе Югры в Победу в Великой Отечественной войне, подготовка сводной информации о жизни и подвигах защитников Ленинграда и блокадниках из Югры с использованием цифровых технологий.
После проверки исследовательских работ отзывы о них были направлены кураторам учебных заведений, которые ознакомили студентов с замечаниями и рекомендациями. Отдельные студенты сразу же отработали рекомендации и прислали откорректированные работы.
Приятно, что большинство текстов в работах достаточно высокого уровня для представления широкой аудитории. Кроме того, студенты открыли более десятка героев и блокадников Югры, которые были известны только на местном уровне.Открытые исследователями имена будут включены в состав персоналий для раздела «Память Югры» на сайте АНО «ЦТЭД».
По итогам оценки исследовательских работ члены Оргкомитета определили, что все работы выполнены с применением технологий ИИ. Поэтому сертификаты от ЮНИИ ИТ получат все участники обучения. Сертификаты будутотправлены на электронную почту, указанную в работах студентов.
В настоящее время Оргкомитетом проектапроводится отбор лучших работ. Оценка работ производится в соответствии с заданиями проектапо 5-ти бальной системе. Лучшие исследовательские работы будут награждены Дипломами от Оргкомитета проекта за подписью Почетного председателя Оргкомитета Марины Данииловны Чернышевой-Граниной, дочери знаменитого писателя – соавтора «Блокадной книги» и автора романа «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Как известно – это произведения о блокаде и обороне Ленинграда.
С учетом исследовательских работ будет формироваться Сводный информационный ресурс«Память Югры» на официальном сайте АНО «ЦТЭД».
Мероприятия проекта посвящаются 80-летиюосвобождения Ленинграда от фашистской блокады и проводятся в преддверии 80-летнего ЮбилеяВеликой Победы.
Справка.
Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» реализуется АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Архивной службы Югры, Фонда сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина, Кыргызского общества блокадников Ленинграда и др.
Содействие в организации и проведении мероприятий проекта оказывает бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственная библиотека Югры», муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», г. Сургута, муниципальное казенное учреждение «Муниципальный архив города Сургута», образовательные организации и муниципальные библиотеки автономного округа.
Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» реализуется за счёт средств гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.