В вебинаре приняли участие 36 тьюторов из Мегиона, Лангепаса, Урая, Югорска, поселений Советского и Березовского районов, Липецкой области, Республики Северная Осетия-Алания. Вебинар проходил в режиме онлайн на платформе Zoom.
Вебинар вела руководитель проекта, директор «Центра электронной демократии» Наталья Маслова. Открывая вебинар, она подчеркнула исключительную важность овладения новыми цифровыми компетенциями в условиях цифровой экономики. «Наша с вами задача – способствовать сокращению цифрового неравенства для того, чтобы все граждане, независимо от возраста, образования и социального положения могли пользоваться новыми возможностями, представляемыми информационными технологиями», - сказала Наталья Маслова.
Она представила участникам вебинара автора учебного курса «Цифровая экономика для гражданского общества» Марию Лазареву. «Мария Евгеньевна – ведущий эксперт страны по организации обучения информационным технологиям. Она является одним из инициаторов проекта «Электронный гражданин», реализация которого началась в Югре еще в 2005 году. Сейчас в этом проекте участвует более 30% регионов России, но Югра была первопроходцем», - отметила Наталья Маслова.
В своем выступлении Мария Лазарева остановилась на основных методических принципах работы тьюторов со взрослой и разновозрастной аудиторией. Она подчеркнула, что исходить следует из того, что, с одной стороны, взрослый слушатель ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям, а, с другой, лучше всего усваивается информация, полученная в результате самостоятельных усилий. Отсюда принципы востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося, системности обучения, постоянного развития обучающегося.
Мария Лазарева рассмотрела принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей слушателей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. Она подробно описала структуру обучения: работа преподавателя со слушателями в форме лекции с демонстрацией наглядного материала; выполнение практических заданий при помощи преподавателя; самостоятельная работа за компьютером, в том числе при выполнении домашних заданий, а также групповая работа слушателей.
Затем Мария Евгеньевна рассказала о содержании блоков два и три Учебно-методического пособия «Цифровая экономика для гражданского общества», включающих разделы «Финансовая грамотность», «Электронное государство», «Электронный регион», «Электронные государственные услуги», «Ресурсы и сервисы для развития гражданского общества», «Безопасность интернет-транзакций», «Защита персональных данных».
«Мы надеемся, что результатами проекта станут повышение качества жизни граждан, рост социальной защищенности населения через активное взаимодействие с НКО, рост социальной активности населения и формирование дополнительных механизмов взаимодействия власти и граждан, и, в конечном счете, – повышение эффективности деятельности некоммерческих организаций, рост их активности в регионе» - сказала Мария Лазарева. Она выразила благодарность Югре за продолжение проектов по обучению граждан цифровой грамотности.
Затем организаторы вебинара подробно ответили на вопросы тьюторов.
В заключение Наталья Маслова пригласила участников вебинара на первое заседание Цифрового клуба Югры, которое пройдет 19 октября. Цифровой клуб создается как площадка для обсуждения всеми заинтересованными сторонами – представителями органов власти, академической общественности, гражданского общества – этических проблем цифровой трансформации и цифровой экономики, связанных с цифровым неравенством, информационной безопасностью и новыми киберугрозами, злоупотреблением данными граждан, с мифами и фейками в Интернете и т.п.
Вебинар был организован АНО «Центр технологий электронной демократии» совместно с МИП «ИНТЕХ» (Нижневартовский государственный университет).
Справка:
Проект «Цифровая экономика для гражданского общества» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.
Проект реализует АНО «Центр технологий электронной демократии» в тесном взаимодействии с Общественной палатой Югры при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития, Департамента образования и молодежной политики Югры.
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие при Нижневартовском государственном гуманитарном университете МИП «ИНТЕХ».
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.
