В рамках проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» АНО «Центр технологий электронной демократии» с 20 апреля по 20 мая был организован Конкурс на знание технологий цифровой трансформации и открытых данных (далее – Конкурс). Конкурс состоялся при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.Соорганизатор Конкурса – АУ «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий».
Конкурс проводился для решения задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и был направлен на реализацию положений Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года № 4088-р.
Одной из целей Конкурса являлась популяризация использования цифровых технологий и повышение цифровых компетенций жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В Оргкомитет и Жюри Конкурса вошли представители сферы цифровых технологий, науки и образования, общественности Югры: Владимир Михайлов, заместитель директора АУ «ЮгорскийНИИ информационных технологий»; Наталья Старикова, руководитель Центра IT-компетенций АУ «Югорский НИИ информационных технологий»; Станислав Кононенко, председатель регионального общественного движения инвалидов-колясочников автономного округа «Преобразование», почетный член Общественной палаты Югры; Ирина Ежукова, начальник Управления ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»; Галина Ковалева, директор АУ «Югорская шахматная академия», Алексей Талыков, сотрудник АУ «Югорский НИИ информационных технологий», Наталья Маслова, исполнительный директор АНО «Центр технологий электронной демократии» и другие.
Конкурс состоял из двух этапов: первый этап Конкурса проводился в режиме теста и выбора ответов на 15 вопросов в течение 10 минут на знание технологий цифровой трансформации и открытых данных. На первом этапе прошли тестирование 209 человек, из них набрали высокий балл (более 8, 0) и вышли в финал для участия во втором этапе Конкурса 48 человек. Они подготовили творческую работу в виде краткого эссе на тему: «Как цифровые технологии изменили мою жизнь».
Жюри отобрало 26 участников, подготовивших эссе в максимальном соответствии с требованиями Положения о Конкурсе.
Наталья Старикова отметила высокую активность участия в Конкурсе и прохождения сложного теста на знание технологий цифровой трансформации со стороны учащихся старших классов общеобразовательных школ Югры. Вопросы были подготовлены с учётом открытых данных по направлениям цифровой трансформации, цифровой экономики, кибербезопасности.
А Владимир Михайлов подчеркнул, что его особо впечатлили творческие работы финалистов, которые содержали не только тезисы о важности цифровых технологий для улучшения жизни граждан и аргументированную собственную точку зрения по этому вопросу, но и эссе, где были описаны примеры из жизни участников Конкурса, подтверждающие верность этих тезисов и суждений.
Члены Жюри на основе оценочных таблиц результатов тестирования и рассмотрения 26 творческих работ – эссе на тему «Как цифровые технологии изменили мою жизнь» определили победителей и призёров Конкурса в 4-х возрастных категориях (14 – 18 лет; 19 – 35 лет; 36 – 60 лет; старше 60 лет). Сделать это было довольно сложно, потому что конкурсанты показали высокий уровень знания цифровых технологий и направлений цифровой трансформации.
Приводим результаты Конкурса.
Победителями стали – 1 место:
1. Шалабанова Мария Андреевна
2. Макешина Дарья Валерьевна
3. Африкян Татьяна Григорьевна
4. Волкова Марина Владимировна
5. Шивторова Ирина Семеновна
6. Щербинина Елена Николаевна
Призеры – 2 место:
1. Саньков Артëм Эдуардович
2. Черкасова Екатерина Андреевна
3. Халилова Кашифа Мусафеевна
4. Шалабанова Елена Дмитриевна
Призеры – 3 место:
1. Мифтахова Элина Ильнуровна
2. Храмченко Егор Николаевич
3. Бураков Александр Юрьевич
4. Коваль Данил Вячеславович
5. Зверева Татьяна Анатольевна
6. Удодов Андрей Григорьевич.
Наталья Маслова отметила, что все эссе победителей и призеров были очень интересные и содержательные. Они будут размещены на сайте АНО «ЦТЭД» и общедоступны по активированной ссылке.
Наталья Рудегеровна особо выделила два эссе, подготовленные Татьяной Африкян из гп. Излучинск и Еленой Щербининой из г. Покачи, которые просто потрясли членов Жюри и Оргкомитета своей искренностью, хорошим литературно-художественным изложением, отличным знанием цифровых технологий и высоким профессионализмом в анализе и прогнозе их развития и использования в условиях цифровойтрансформации. Она подчеркнула: «Благодаря эссе, мы узнали много интересных фактов из жизни и работы наших конкурсанток, которые действительно подтверждают, что цифровые компетенции значительно улучшают их деятельность, способствуют творческому развитию и расширяют жизненные горизонты. Новые технологии позволяют работать на опережение, совершенствовать свои знания, находить быстрые решения профессиональных и жизненных задач, эффективно использовать возможности цифровой трансформации для себя, своих близких и для качественного обучения учеников. А Ирина Шивторова из сп. Шугур Кондинского района написала даже оду в стихах, посвященную цифровым технологиям».
Приводим фрагменты эссе некоторых победителей Конкурса.
Африкян Татьяна Григорьевна, гп. Излучинск.
«Через год коралловая свадьба 35 лет совместной законной жизни с компьютером и с математикой (для моего сознания они существуют вместе, неразрывно). Это возможность подвести промежуточные итоги для нового витка более возвышенных отношений. Все эти годы, каждый день и каждый час, любовь была глубокой и искренней. Ни разу в жизни я не предала и не изменила компьютеру. Эти чувства были и есть взаимны. Конечно, влюбленное сердце может быть ослеплено сиянием предмета обожания и не замечать его недостатки, но я уверена в любви компьютера и математики ко мне.
Все начиналось с самого детства. Первые жизненные познания привели меня к математике. Она очаровала меня своей логикой, стабильностью, новизной. Во время учёбы в школе я все больше и больше интересовалась любимым предметом. Чем больше я о ней узнавала, тем больше мне хотелось посвящать ей времени и мыслей.
Так как я обучалась прикладной математике, в мою жизнь стремительно внеслись алгоритмические языки программирования – Algol, Fortran, ассемблер и многие другие. Компьютер (на тот момент – электронная вычислительная машина) завладел моим умом. В дополнение к математической логике появилась логика алгоритмическая. Овладевая процессом программирования, мне легче становилось решать любые жизненные задачи. Я могла дифференцировать их значимость, расставлять по релевантности и приходить к правильному решению.
Итак, в 1989 году я стала законным математиком-программистом. Моя любимая математика и компьютер начали меня содержать, обустраивать в жизни, давать мне не только психологические радости, но и материальные блага.
Любовь созидательна и имеет право и возможность на продолжение. Через пять лет у насс математикой и компьютером появились первые дети – ученики. За 34 года детей у нас было много. Все были любимы, независимо от того, какие они получали отметки.
Как в каждой многодетной семье у нас были дети, которые больше любили математику или компьютер, другие – больше любили меня. Были дети, которые как отца, боялись математики, но мои нежные к ним чувства и преданность предмету, помогли преодолеть страх. С возрастом все они понимали прелесть своего появления в семье, где есть компьютер, математика и я – учитель.
Цифровизация даёт возможность владеть миром. Её безграничные возможности расширяют мои горизонты познания. Я не только могу изучать новое, но и обучать тому, что познала. А прикладные возможности – оплатить, купить, посетить, найти – приводят меня в восторг и дают возможность использовать время на созидание и творчество. Владение математикой позволяет мне в цифровых технологиях не заблудиться, а идти с широко раскрытыми глазами и находить то, что необходимо.
Я горжусь и любуюсь своими предметами обожания – математикой и цифровыми технологиями.
Я счастлива, я люблю, и я любима – это точно и неизменно, как все аксиомы математики».
Щербинина Елена Николаевна, г. Покачи
«…Неужели прошло уже 5 лет с тех пор, как на моём рабочем столе появился этот обитатель –новенький ноутбук?! «Вот, тебе, милая, подарок ко дню рождения!», – сказал мой супруг, как всегда, на бегу, хватая бутерброд и ставя в угол красивую коробку. «Ну, всё, ты тут не скучай, я побежал –опаздываю!». Я задумчиво покрутила коробку. Скучно мне не было никогда – через час вернётся из школы моя дочь, надо позаниматься с ней уроками, уложить спать да и самой полежать хоть полчасика… всё-таки восьмой месяц пошёл – и ждём-то мы двойню! Но коробка просто притягивала! Я открыла её, достала блестящий чёрненький ноутбук. Что же с ним делать? Я ведь ещё никогда не пользовалась этим чудом техники! Прочитав все инструкции из коробочки, я осторожно включила его в сеть, неуверенно прошлась по клавишам… И моя жизнь засверкала новыми гранями!!!
Как востребованному специалисту мне не получилось долго сидеть в отпуске по уходу за близнецами – через 6 месяцев после их рождения я вновь вернулась в родную школу на любимую работу! Но в эти полгода вне школы я не теряла времени зря – обучалась на дистанционных курсах по методике преподавания при МГУ, успешно закончила онлайн курсы, участвовала в вебинарах и интернет-конференциях по проблемам образования. Вернувшись к профессиональной деятельности, я не только не отстала от стремительно изменяющегося процесса обучения, требующего отныне активного применения ИКТ-технологий, но и обогнала многих своих коллег по использованию инноваций в образовательном процессе. Мои уроки наполнились интересной дополнительной информацией, а использование интерактивной доски и ресурсов Интернета открыли широчайшие возможности самообразования и самосовершенствования для моих учеников. Мы стали участвовать в различных интернет-олимпиадах, конкурсах, фестивалях, тестированиях – это послужило мощным стимулом, новым толчком к более серьёзному изучению географии в школе и блестящим успехам моих учеников!
В социальных сетях я нашла многих своих одноклассников, хотя прошло ровно 25 лет! И всех своих университетских друзей и подруг – 20 лет спустя вновь стали общаться. Да, разбросала же нас жизнь… И всех их, как одного, просто шокирует количество наших детей! А мы с мужем гордимся что их трое.
«Мама, ты работаешь?», – спрашивают младшие (неужели я сижу за ноутом уже час?) – «Нет, мои хорошие, я искала вам красивые раскраски!» Хорошо, что в закладках есть отличный детский сайт – сейчас распечатаю развивающие раскраски, и мои шалуны посидят спокойно, занимаясь любимым делом, а я закончу это эссе. Все-таки хоть на это художество не надо тратить деньги! «Мама, а ты потом с нами позанимаешься на сайте?» – «Конечно, мои милые!», – они не ходят в садик, и я обучаю их дома сама по вечерам на этом же ноутбуке. В свои пять лет они уже научились читать.
Звонок от старшей дочери, студентки: «Мамочка, мой проект победил! Меня направляют в Анапу, на презентацию! Сможешь заказать билеты на поезд на сайте? У меня времени в обрез!» – «Да, доченька, не волнуйся, сейчас сделаю!» – Как здорово, что не надо ехать за 40 километров и стоять в очереди в кассу! Через 15 минут электронный билет отправлен на e-mailдочери! Чудесно! «Папа дома!», – раздается громкий голос мужа из прихожей. А у меня, как у хорошей хозяйки, готов вкусный ужин. У нас сегодня лазанья – нашла рецепт на сайте домохозяек, моим должен понравиться! Бегу накрывать ужин, допишу позже!»
Шалабанова Мария Андреевна, г. Покачи.
«Сюжеты фантастики из книг и фильмов становятся реальностью. Я ученица 10-го класса и даже не представляю учёбу без использования нейротехнологий, искусственного интеллекта, беспроводной связи, машинного перевода и генерации текста. Знания и умения цифровой трансформации помогают учиться с оптимальным потенциалом, и делают эту учёбу интересной. Современному ученику необходимы дистанционные вебинары, курсы, олимпиады. В нашем маленьком городке всего три школы, поэтому конкуренция на муниципальном уровне низкая. А дистанционные олимпиады позволяют попробовать свои силы на сложном этапе. Для примера я назвала бы своё участие во Всероссийской олимпиаде «Технологии успеха» в рамках Всероссийской Большой олимпиады «Искусство-Технологии-Спорт», будучи капитаном школьной команды смогла вывести ребят на региональный уровень.
Помимо учебной, исследовательской деятельности, цифровые технологии помогают мне и в творчестве. Музыка. Живопись. Литература. История. Сколько много нового и интересного можно узнать не просто из книг, а от личного общения с предметами искусства. И в этом помогает Пушкинская карта. В маленьком городке нет возможности посетить мировые музеи, посещаем виртуальные. Однако на каникулах или как я, например, участвуя во Всероссийском молодёжном форуме в Санкт-Петербурге, воочию восторгалась шедеврами питерских музеев, благодаря Пушкинской карте. Увидеть больше чудных мгновений, чтобы вспоминать о них вечерами, проще всего с программой «Пушкинская карта». С ней происходят настоящие чудеса: к волшебному лукоморью, конечно, не попасть, зато на балет – легко. На карту приходят бюджетные деньги, и маленький пластик открывает молодёжи дверь в огромный мир культуры и искусства. А возможность пользоваться этой картой появилась благодаря порталу Госуслуг».
Шивторова Ирина Семеновна, сп. Шугур
«…Писали раньше ручкой долго и упорно.
Теперь печатаем, копируем, вставляем, выдаем
Легко и быстро, за секунды и минуты.
Компьютер, интернет упростили мне жизнь
до самых мелких мелочей.
Мне важен каждый шаг в создании веб – страницы.
Свой кабинет имею и, конечно, сайт.
Открыты мне и Госуслуги, Сбер, ЦОП ХМАО,
журнал, дневник, площадка РЭШ и многое другое.
Могу купить билеты я на транспорт и в кино.
Одним щелчком в VK зайду и
одноклассников увижу,
в родные лица загляну и вспомню детство.
Как быстро я письмо пишу друзьям по парте и по ВУЗу,
Читаю книги, скачиваю факты, важные уроки провожу.
Проверю почту и файл-письмо в ответ отправлю.
Ты помнишь «Апорт»,
Теперь же Яндекс, Рамблер, Google, Mail – и все важны.
СМИ,
Общение и музыка,
Кино, конечно, – а как же без него?
Храним форматы и качество звучания,
Посмотрим фильм – онлайн.
Важнейший фактор в жизни – поисковая система
В развитии Югры и
становлении интернета.
Да, интернет улучшил нашу северную жизнь,
и это здорово!
Югра, хвала тебе!»
Макешина Дарья Валерьевна, сп. Куть-Ях.
«…Вообще Интернет очень сильно изменил нашу жизнь. С появлением госуслуг, мы теперь можем в любое время получить нужную нам справку, например, по работе я раз в год через госуслуги всегда заказываю справку об отсутствии судимости, так как работаю в Куть-Яхскойпоселенческой библиотеке с детьми.
Во-вторых, я многодетная мама, и на многие пособия заявления подаю через портал госуслуг –это очень удобно, не нужно долгое время сидеть в очереди. А в том году я свою младшую дочь, не выходя из дома, записала в детский сад. А через сайт ФСС, можно просматривать свои листы нетрудоспособности, а также там можно просмотреть информацию о социальных услугах.
Два года назад, со мной произошла интересная история, у моего папы есть брат родной, а у него есть сын, о котором мы даже и не знали. Но,благодаря соц. сетям, брат мой двоюродный нас нашёл, и мы теперь общаемся семьями.
А в учебном 2022 - 2023 году наши дети, когда не посещали школу из-за актированных дней, карантина – могли спокойно через Интернет заниматься дома, не пропуская школьные темы.
В работе заведующей библиотекой, мне часто приходится пользоваться Интернетом, там я могу найти нужную информацию по мероприятиям, различные документы, осуществить поиск новой информации.
Также с помощью Интернета можно обучаться, получать знания для работы с определенными программами, к примеру, очень популярны сегодня различные Интернет-курсы. Наши читатели могут читать теперь электронные книги и даже скачивать их, а также участвовать в различных конкурсах».
В опубликованных фрагментах эссе сохранены стиль и орфография авторов.
Победителям и призёрам Конкурса в ближайшее время будут вручены призы и дипломы.
Информация о Конкурсе публикуется на следующих информационных ресурсах: https://cted.ru, https://elkanko.ru, https://цифровойгражданинюгры.рф
Справка.
Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.
Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры и при содействии АУ «Югорский НИИ информационных технологий».
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.
Конкурс проводился для решения задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и был направлен на реализацию положений Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года № 4088-р.
Одной из целей Конкурса являлась популяризация использования цифровых технологий и повышение цифровых компетенций жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В Оргкомитет и Жюри Конкурса вошли представители сферы цифровых технологий, науки и образования, общественности Югры: Владимир Михайлов, заместитель директора АУ «ЮгорскийНИИ информационных технологий»; Наталья Старикова, руководитель Центра IT-компетенций АУ «Югорский НИИ информационных технологий»; Станислав Кононенко, председатель регионального общественного движения инвалидов-колясочников автономного округа «Преобразование», почетный член Общественной палаты Югры; Ирина Ежукова, начальник Управления ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»; Галина Ковалева, директор АУ «Югорская шахматная академия», Алексей Талыков, сотрудник АУ «Югорский НИИ информационных технологий», Наталья Маслова, исполнительный директор АНО «Центр технологий электронной демократии» и другие.
Конкурс состоял из двух этапов: первый этап Конкурса проводился в режиме теста и выбора ответов на 15 вопросов в течение 10 минут на знание технологий цифровой трансформации и открытых данных. На первом этапе прошли тестирование 209 человек, из них набрали высокий балл (более 8, 0) и вышли в финал для участия во втором этапе Конкурса 48 человек. Они подготовили творческую работу в виде краткого эссе на тему: «Как цифровые технологии изменили мою жизнь».
Жюри отобрало 26 участников, подготовивших эссе в максимальном соответствии с требованиями Положения о Конкурсе.
Наталья Старикова отметила высокую активность участия в Конкурсе и прохождения сложного теста на знание технологий цифровой трансформации со стороны учащихся старших классов общеобразовательных школ Югры. Вопросы были подготовлены с учётом открытых данных по направлениям цифровой трансформации, цифровой экономики, кибербезопасности.
А Владимир Михайлов подчеркнул, что его особо впечатлили творческие работы финалистов, которые содержали не только тезисы о важности цифровых технологий для улучшения жизни граждан и аргументированную собственную точку зрения по этому вопросу, но и эссе, где были описаны примеры из жизни участников Конкурса, подтверждающие верность этих тезисов и суждений.
Члены Жюри на основе оценочных таблиц результатов тестирования и рассмотрения 26 творческих работ – эссе на тему «Как цифровые технологии изменили мою жизнь» определили победителей и призёров Конкурса в 4-х возрастных категориях (14 – 18 лет; 19 – 35 лет; 36 – 60 лет; старше 60 лет). Сделать это было довольно сложно, потому что конкурсанты показали высокий уровень знания цифровых технологий и направлений цифровой трансформации.
Приводим результаты Конкурса.
Победителями стали – 1 место:
1. Шалабанова Мария Андреевна
2. Макешина Дарья Валерьевна
3. Африкян Татьяна Григорьевна
4. Волкова Марина Владимировна
5. Шивторова Ирина Семеновна
6. Щербинина Елена Николаевна
Призеры – 2 место:
1. Саньков Артëм Эдуардович
2. Черкасова Екатерина Андреевна
3. Халилова Кашифа Мусафеевна
4. Шалабанова Елена Дмитриевна
Призеры – 3 место:
1. Мифтахова Элина Ильнуровна
2. Храмченко Егор Николаевич
3. Бураков Александр Юрьевич
4. Коваль Данил Вячеславович
5. Зверева Татьяна Анатольевна
6. Удодов Андрей Григорьевич.
Наталья Маслова отметила, что все эссе победителей и призеров были очень интересные и содержательные. Они будут размещены на сайте АНО «ЦТЭД» и общедоступны по активированной ссылке.
Наталья Рудегеровна особо выделила два эссе, подготовленные Татьяной Африкян из гп. Излучинск и Еленой Щербининой из г. Покачи, которые просто потрясли членов Жюри и Оргкомитета своей искренностью, хорошим литературно-художественным изложением, отличным знанием цифровых технологий и высоким профессионализмом в анализе и прогнозе их развития и использования в условиях цифровойтрансформации. Она подчеркнула: «Благодаря эссе, мы узнали много интересных фактов из жизни и работы наших конкурсанток, которые действительно подтверждают, что цифровые компетенции значительно улучшают их деятельность, способствуют творческому развитию и расширяют жизненные горизонты. Новые технологии позволяют работать на опережение, совершенствовать свои знания, находить быстрые решения профессиональных и жизненных задач, эффективно использовать возможности цифровой трансформации для себя, своих близких и для качественного обучения учеников. А Ирина Шивторова из сп. Шугур Кондинского района написала даже оду в стихах, посвященную цифровым технологиям».
Приводим фрагменты эссе некоторых победителей Конкурса.
Африкян Татьяна Григорьевна, гп. Излучинск.
«Через год коралловая свадьба 35 лет совместной законной жизни с компьютером и с математикой (для моего сознания они существуют вместе, неразрывно). Это возможность подвести промежуточные итоги для нового витка более возвышенных отношений. Все эти годы, каждый день и каждый час, любовь была глубокой и искренней. Ни разу в жизни я не предала и не изменила компьютеру. Эти чувства были и есть взаимны. Конечно, влюбленное сердце может быть ослеплено сиянием предмета обожания и не замечать его недостатки, но я уверена в любви компьютера и математики ко мне.
Все начиналось с самого детства. Первые жизненные познания привели меня к математике. Она очаровала меня своей логикой, стабильностью, новизной. Во время учёбы в школе я все больше и больше интересовалась любимым предметом. Чем больше я о ней узнавала, тем больше мне хотелось посвящать ей времени и мыслей.
Так как я обучалась прикладной математике, в мою жизнь стремительно внеслись алгоритмические языки программирования – Algol, Fortran, ассемблер и многие другие. Компьютер (на тот момент – электронная вычислительная машина) завладел моим умом. В дополнение к математической логике появилась логика алгоритмическая. Овладевая процессом программирования, мне легче становилось решать любые жизненные задачи. Я могла дифференцировать их значимость, расставлять по релевантности и приходить к правильному решению.
Итак, в 1989 году я стала законным математиком-программистом. Моя любимая математика и компьютер начали меня содержать, обустраивать в жизни, давать мне не только психологические радости, но и материальные блага.
Любовь созидательна и имеет право и возможность на продолжение. Через пять лет у насс математикой и компьютером появились первые дети – ученики. За 34 года детей у нас было много. Все были любимы, независимо от того, какие они получали отметки.
Как в каждой многодетной семье у нас были дети, которые больше любили математику или компьютер, другие – больше любили меня. Были дети, которые как отца, боялись математики, но мои нежные к ним чувства и преданность предмету, помогли преодолеть страх. С возрастом все они понимали прелесть своего появления в семье, где есть компьютер, математика и я – учитель.
Цифровизация даёт возможность владеть миром. Её безграничные возможности расширяют мои горизонты познания. Я не только могу изучать новое, но и обучать тому, что познала. А прикладные возможности – оплатить, купить, посетить, найти – приводят меня в восторг и дают возможность использовать время на созидание и творчество. Владение математикой позволяет мне в цифровых технологиях не заблудиться, а идти с широко раскрытыми глазами и находить то, что необходимо.
Я горжусь и любуюсь своими предметами обожания – математикой и цифровыми технологиями.
Я счастлива, я люблю, и я любима – это точно и неизменно, как все аксиомы математики».
Щербинина Елена Николаевна, г. Покачи
«…Неужели прошло уже 5 лет с тех пор, как на моём рабочем столе появился этот обитатель –новенький ноутбук?! «Вот, тебе, милая, подарок ко дню рождения!», – сказал мой супруг, как всегда, на бегу, хватая бутерброд и ставя в угол красивую коробку. «Ну, всё, ты тут не скучай, я побежал –опаздываю!». Я задумчиво покрутила коробку. Скучно мне не было никогда – через час вернётся из школы моя дочь, надо позаниматься с ней уроками, уложить спать да и самой полежать хоть полчасика… всё-таки восьмой месяц пошёл – и ждём-то мы двойню! Но коробка просто притягивала! Я открыла её, достала блестящий чёрненький ноутбук. Что же с ним делать? Я ведь ещё никогда не пользовалась этим чудом техники! Прочитав все инструкции из коробочки, я осторожно включила его в сеть, неуверенно прошлась по клавишам… И моя жизнь засверкала новыми гранями!!!
Как востребованному специалисту мне не получилось долго сидеть в отпуске по уходу за близнецами – через 6 месяцев после их рождения я вновь вернулась в родную школу на любимую работу! Но в эти полгода вне школы я не теряла времени зря – обучалась на дистанционных курсах по методике преподавания при МГУ, успешно закончила онлайн курсы, участвовала в вебинарах и интернет-конференциях по проблемам образования. Вернувшись к профессиональной деятельности, я не только не отстала от стремительно изменяющегося процесса обучения, требующего отныне активного применения ИКТ-технологий, но и обогнала многих своих коллег по использованию инноваций в образовательном процессе. Мои уроки наполнились интересной дополнительной информацией, а использование интерактивной доски и ресурсов Интернета открыли широчайшие возможности самообразования и самосовершенствования для моих учеников. Мы стали участвовать в различных интернет-олимпиадах, конкурсах, фестивалях, тестированиях – это послужило мощным стимулом, новым толчком к более серьёзному изучению географии в школе и блестящим успехам моих учеников!
В социальных сетях я нашла многих своих одноклассников, хотя прошло ровно 25 лет! И всех своих университетских друзей и подруг – 20 лет спустя вновь стали общаться. Да, разбросала же нас жизнь… И всех их, как одного, просто шокирует количество наших детей! А мы с мужем гордимся что их трое.
«Мама, ты работаешь?», – спрашивают младшие (неужели я сижу за ноутом уже час?) – «Нет, мои хорошие, я искала вам красивые раскраски!» Хорошо, что в закладках есть отличный детский сайт – сейчас распечатаю развивающие раскраски, и мои шалуны посидят спокойно, занимаясь любимым делом, а я закончу это эссе. Все-таки хоть на это художество не надо тратить деньги! «Мама, а ты потом с нами позанимаешься на сайте?» – «Конечно, мои милые!», – они не ходят в садик, и я обучаю их дома сама по вечерам на этом же ноутбуке. В свои пять лет они уже научились читать.
Звонок от старшей дочери, студентки: «Мамочка, мой проект победил! Меня направляют в Анапу, на презентацию! Сможешь заказать билеты на поезд на сайте? У меня времени в обрез!» – «Да, доченька, не волнуйся, сейчас сделаю!» – Как здорово, что не надо ехать за 40 километров и стоять в очереди в кассу! Через 15 минут электронный билет отправлен на e-mailдочери! Чудесно! «Папа дома!», – раздается громкий голос мужа из прихожей. А у меня, как у хорошей хозяйки, готов вкусный ужин. У нас сегодня лазанья – нашла рецепт на сайте домохозяек, моим должен понравиться! Бегу накрывать ужин, допишу позже!»
Шалабанова Мария Андреевна, г. Покачи.
«Сюжеты фантастики из книг и фильмов становятся реальностью. Я ученица 10-го класса и даже не представляю учёбу без использования нейротехнологий, искусственного интеллекта, беспроводной связи, машинного перевода и генерации текста. Знания и умения цифровой трансформации помогают учиться с оптимальным потенциалом, и делают эту учёбу интересной. Современному ученику необходимы дистанционные вебинары, курсы, олимпиады. В нашем маленьком городке всего три школы, поэтому конкуренция на муниципальном уровне низкая. А дистанционные олимпиады позволяют попробовать свои силы на сложном этапе. Для примера я назвала бы своё участие во Всероссийской олимпиаде «Технологии успеха» в рамках Всероссийской Большой олимпиады «Искусство-Технологии-Спорт», будучи капитаном школьной команды смогла вывести ребят на региональный уровень.
Помимо учебной, исследовательской деятельности, цифровые технологии помогают мне и в творчестве. Музыка. Живопись. Литература. История. Сколько много нового и интересного можно узнать не просто из книг, а от личного общения с предметами искусства. И в этом помогает Пушкинская карта. В маленьком городке нет возможности посетить мировые музеи, посещаем виртуальные. Однако на каникулах или как я, например, участвуя во Всероссийском молодёжном форуме в Санкт-Петербурге, воочию восторгалась шедеврами питерских музеев, благодаря Пушкинской карте. Увидеть больше чудных мгновений, чтобы вспоминать о них вечерами, проще всего с программой «Пушкинская карта». С ней происходят настоящие чудеса: к волшебному лукоморью, конечно, не попасть, зато на балет – легко. На карту приходят бюджетные деньги, и маленький пластик открывает молодёжи дверь в огромный мир культуры и искусства. А возможность пользоваться этой картой появилась благодаря порталу Госуслуг».
Шивторова Ирина Семеновна, сп. Шугур
«…Писали раньше ручкой долго и упорно.
Теперь печатаем, копируем, вставляем, выдаем
Легко и быстро, за секунды и минуты.
Компьютер, интернет упростили мне жизнь
до самых мелких мелочей.
Мне важен каждый шаг в создании веб – страницы.
Свой кабинет имею и, конечно, сайт.
Открыты мне и Госуслуги, Сбер, ЦОП ХМАО,
журнал, дневник, площадка РЭШ и многое другое.
Могу купить билеты я на транспорт и в кино.
Одним щелчком в VK зайду и
одноклассников увижу,
в родные лица загляну и вспомню детство.
Как быстро я письмо пишу друзьям по парте и по ВУЗу,
Читаю книги, скачиваю факты, важные уроки провожу.
Проверю почту и файл-письмо в ответ отправлю.
Ты помнишь «Апорт»,
Теперь же Яндекс, Рамблер, Google, Mail – и все важны.
СМИ,
Общение и музыка,
Кино, конечно, – а как же без него?
Храним форматы и качество звучания,
Посмотрим фильм – онлайн.
Важнейший фактор в жизни – поисковая система
В развитии Югры и
становлении интернета.
Да, интернет улучшил нашу северную жизнь,
и это здорово!
Югра, хвала тебе!»
Макешина Дарья Валерьевна, сп. Куть-Ях.
«…Вообще Интернет очень сильно изменил нашу жизнь. С появлением госуслуг, мы теперь можем в любое время получить нужную нам справку, например, по работе я раз в год через госуслуги всегда заказываю справку об отсутствии судимости, так как работаю в Куть-Яхскойпоселенческой библиотеке с детьми.
Во-вторых, я многодетная мама, и на многие пособия заявления подаю через портал госуслуг –это очень удобно, не нужно долгое время сидеть в очереди. А в том году я свою младшую дочь, не выходя из дома, записала в детский сад. А через сайт ФСС, можно просматривать свои листы нетрудоспособности, а также там можно просмотреть информацию о социальных услугах.
Два года назад, со мной произошла интересная история, у моего папы есть брат родной, а у него есть сын, о котором мы даже и не знали. Но,благодаря соц. сетям, брат мой двоюродный нас нашёл, и мы теперь общаемся семьями.
А в учебном 2022 - 2023 году наши дети, когда не посещали школу из-за актированных дней, карантина – могли спокойно через Интернет заниматься дома, не пропуская школьные темы.
В работе заведующей библиотекой, мне часто приходится пользоваться Интернетом, там я могу найти нужную информацию по мероприятиям, различные документы, осуществить поиск новой информации.
Также с помощью Интернета можно обучаться, получать знания для работы с определенными программами, к примеру, очень популярны сегодня различные Интернет-курсы. Наши читатели могут читать теперь электронные книги и даже скачивать их, а также участвовать в различных конкурсах».
В опубликованных фрагментах эссе сохранены стиль и орфография авторов.
Победителям и призёрам Конкурса в ближайшее время будут вручены призы и дипломы.
Информация о Конкурсе публикуется на следующих информационных ресурсах: https://cted.ru, https://elkanko.ru, https://цифровойгражданинюгры.рф
Справка.
Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.
Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры и при содействии АУ «Югорский НИИ информационных технологий».
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.
