Новости

АНО «Центр технологий электронной демократии» продолжил проведение вебинаров для тьюторов проекта «Цифровая экономика для гражданского общества».

Вебинар 29 октября стал продолжением вебинара, который состоялся 26 октября, в ходе которого Мария Лазарева - автор Учебно-методического пособия и видеоуроков по компьютерной грамотности, подробно рассказала о содержании каждого из трех разделов Учебно-методического пособия «Цифровая экономика для гражданского общества» и представила ожидаемые результаты реализации проекта «Цифровая экономика для гражданского общества».
Тьюторы также подключились в режиме онлайн из поселений Сургутского, Октябрьского, Березовского, Белоярского, Ханты-Мансийского муниципальных районов. Вебинар был организован с участием МИП ИНТЕХ при Нижневартовском государственном университете, который проводит работу с тьюторами и обеспечивает их организационную и технологическую поддержку.
        Открыла Вебинар Наталья Маслова - исполнительный директор АНО «Центр технологий электронной демократии», кандидат технических наук, руководитель Социально-образовательного проекта, которая ознакомила участников с программой работы Вебинара. Первый вопрос был посвящен методическим аспектам преподавания курса «Цифровая экономика для гражданского общества»; второй вопрос - организационным аспекты курса.
        Наталья Маслова подчеркнула роль Марии Лазаревой, автора Учебно-методического пособия в создании видеоуроков по цифровой грамотности и курсу «Электронный гражданин» для регионов России. Очень многие субъекты Российской Федерации пользуются этими видеоуроками и материалами курса. Проект «Электронный гражданин» был впервые разработан в 2005 году в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а затем он успешно начал распространяться на другие регионы. Многие видеокурсы, разработанные Марией Лазаревой, актуализируются и их можно увидеть на сайтах администраций Томской, Нижегородской, Ленинградской и многих других регионов страны. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре они размещены на сайте «Цифровой гражданин Югры».
        Наталья Маслова подробно рассказала об организации занятий. Курс рассчитан на представителей НКО, который дает возможность всегда быть в курсе событий, происходящих в сфере их деятельности, участвовать в различных проектах и конкурсах на получение грантов, привлекать финансовые и трудовые ресурсы, вести правильный учет и отчетность деятельности. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поддержал этот курс, с точки зрения того, что преподаватели являются представителями профсоюза работников образования, добровольцами, гражданскими активистами, участвуют в этих процессах. Кроме того, многие ученики старших классов общеобразовательных организаций тоже являются добровольцами, но не все из них получают достаточно информации для своей деятельности, не владеют цифровыми инструментами и методами, не знают основ цифровой экономики, не прошли регистрацию на сайте ДобровольцыРоссии.РФ.
        Также Наталья Маслова отметила, что на первом занятии можно ознакомить слушателей как с учебным планом в Учебно-методическом пособии, так и с информацией главы 13 «Ресурсы и сервисы для гражданского общества», где есть раздел по регистрации и работе с порталом ДобровольцыРоссии.РФ. Это актуально сегодня, так как учеников старших классов образовательных организаций Югры пригласили быть экспертами конкурса на предоставление грантов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на развитие гражданского общества среди физических лиц. Кроме того, в условиях удаленной работы и дистанционного обучения важно, чтобы учителя-предметники и методисты также повышали свою цифровую грамотность по использованию этих технологий. Возникла необходимость формирования практических навыков слушателей для дистанционного взаимодействия с органами власти, государственными и муниципальными учреждениями и организациями, хозяйствующими субъектами с учетом положений соответствующих постановлений губернатора Югры. которые необходимо применять в условиях периода эпидемиологического неблагополучия. АНО ЦТЭД разработаны соответствующие методические рекомендации обучения по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества». Эти методические рекомендации, как и остальные учебные материалы будут размещены в личном кабинете тьютора.
        Курс рассчитан на 26 часов и 16 часов очного обучения, включая 6 часов самостоятельной работы в каждом из курсов. 26 часов включает в себя три блока учебного плана УМП «Цифровая экономика для гражданского общества», включая блок «Повышение цифровой грамотности». Если слушатели проходили обучение основам цифровой грамотности, то можно их зачислять в группу на 16 часов очного обучения (в дистанционной форме). Возможна организация дополнительных занятий для отстающих, а также помощь тьютора во время самостоятельной работы.
        Обучение проводится в группах по 10 человек, Расписание занятий должно учитывать нагрузки при усвоении материала, рекомендуется не более 4 академических часов в день. Важно выбрать правильно период обучения. В прошлом году в 5 муниципальных образованиях автономного округа очень эффективно были обучены слушатели во время осенних каникул.
        На первом занятии необходимо провести мотивирующую презентацию проекта, чтобы дать слушателям понимание важности и практической полезности изучаемого материала, а также создать ощущение сопричастности. В том числе можно рассказать, что появились новые гранты губернатора автономного округа, в которых могут участвовать физические лица на реализацию гражданских инициатив. Гражданские активисты могут подать проектную заявку на конкурс в одном из 13 направлений.
        Тьютор должен также объяснить слушателям, что обучение и тестирование полностью бесплатно. Ни при каких обстоятельствах их не попросят оплачивать учебные пособия, вторую попытку тестирования или сам процесс обучения.
        У слушателей, проживающих в отдаленных муниципальных районах округа, которые плохо взаимодействуют с компьютером, необходимо снять синдром “компьютерной боязни”, объяснив, что он не представляет угрозы для здоровья человека и при правильном использовании не способен причинить никакого вреда.
При организации занятий тьюторам необходимо помнить, что в условиях ограничительных мероприятий с учетом эпидемии коронавируса требуется соблюдение дистанции и масочного режима.
        Наталья Маслова рассказала, что у АНО ЦТЭД существует хорошая практика отмечать лучших тьюторов, которые выполнили все методические рекомендации и у которых качество обучения слушателей было высокое. В прошлом проекте большинство тьюторов провели занятия на высоком уровне, труднее было обеспечить методическую отчетность по сопровождению курса, исходя из требований Фонда гражданских и социальных инициатив Югры, особенно в условиях коронавируса. Поэтому были разработаны специальные Методические рекомендации. Но было выделено четверо лучших тьюторов, которые приняли участие в итоговом Круглом столе и дали предложения по улучшению организации обучения по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества». Они получили smart-часы, это Африкян Татьяна Григорьевна, Кирчанова Ольга Леонидовна, Пинигина Светлана Владимировна, Поспелова Ольга Владимировна.
По второму вопросу Вебинара выступила куратор проекта от МИП ИНТЕХ (при Нижневартовском государственном университете) - Марина Бахтиерова, которая подробно рассказала о том, как будет организован курс обучения, о создании личных кабинетов и информации, которая там размещается.
По завершению Вебинара организаторами были даны исчерпывающие ответы на все вопросы тьюторов.
С учетом подключений тьюторов и организаторов проекта из студий учреждений образования в поселениях районов в Вебинаре приняло участие 30 человек.
Напомним, что проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры. Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» в тесном взаимодействии с Общественной палатой Югры при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития, Департамента образования и молодежной политики, Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.