Новости

В Югре завершился очередной этап социально-образовательного проекта «Цифровая экономика для гражданского общества», направленного на обучение сотрудников НКО, волонтеров и гражданских активистов основ

Проект реализует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Общественной палаты Югры, Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Мы обсуждаем результаты реализации проекта с исполнительным директором АНО «ЦТЭД» Натальей Масловой. 
 
— Наталья Рудегеровна, хочу начать с прямого вопроса: а зачем кого-то специально обучать пользоваться компьютером и интернетом? Все это и так умеют!
— Ну, во-первых, не все, а во-вторых – как именно умеют? Большинство пользователей среднего и старшего возраста обучались работе на компьютере, если так можно выразиться, «стихийно», методом показа и примера. Примерно так, как учили когда-то в древности подмастерьев: сидит рядом с мастером, запоминает, что тот делает, и по возможности повторяет. Так можно выучить очень много секретов мастерства, но невозможно получить системное и полное знание. Не случайно от обучения мастерству методом показа в Новое время перешли к обучению в ремесленных школах, технических училищах и колледжах. 
С компьютерными компетенциями примерно также – какой-то набор навыков, часто доведенных до автоматизма, имеется у значительной части граждан (хотя, повторю еще раз, не у всех). Но вот системное и полное представление о том, как устроена и функционирует цифровая экономика, какими ее ресурсами можно и нужно пользоваться, и как защитить себя от киберпреступников, у них отсутствует. И это не мое голословное утверждение. 
Согласно данным исследования, проведенного в 2021 г. Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), доля граждан, обладающих продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года и составляет 27%, то есть чуть больше четверти от общего числа.Самые низкие компетенции имеют гражданестаршего возраста, особенно проживающие в населенных пунктах с численностью населения менее    100 000 человек, то есть в малых городах, поселках городского типа и на селе. Добавлю, что около половины участников опроса сознавали недостаточность своих цифровых компетенций, но не знали, каким образом их улучшить. Наш проект как раз направлен на решение этой проблемы.
— А почему вы решили обучать именносотрудников НКО и гражданских активистов?
— Потому что им нужнее всего. Общественные организации у нас, как правило, небольшие, и сотрудники должны обладать множеством самых разных компетенций: писать заявки на гранты, организовывать реализацию сложных многоступенчатых проектов с участием большого количества людей, обеспечивать информационное сопровождение этих проектов, т.е. взаимодействовать со СМИ и самим вести блоги в социальных сетях, регулярно отчитываться о своей деятельности перед грантодателями и органами власти. Всё большая часть этой деятельности осуществляется онлайн. Это тенденция появилась еще до пандемии COVID 19, а пандемия ее резко ускорила. 
Мы в ходе реализации проектов обязательно отслеживаем обратную связь, и могу сказать, что сотрудники НКО и общественные активисты неоднократно признавали, как им не хватает цифровых компетенций, особенно в сфере открытых данных и кибербезопасности, и высоко оценивали востребованность предложенного курса.
— Какие цели вы ставите при реализации проекта?
— Наш проект разработан с учетом Указа Президента РФ от 21 февраля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации», в котором сформулирована национальная цель «Цифровая трансформация». Наша задача – через обучение представителей НКО и гражданских активистов основам цифровой трансформации, цифровой экономики и кибербезопасности повысить эффективность их деятельности. Мы надеемся, что в результате нашей работы НКО не только смогут оказывать больше социально значимых услуг в цифровом виде, но и повысить качество этих услуг. 
— На основе чего вы ведете обучение? У вас есть какой-то специальный учебник?
— Нами подготовлено уникальное Учебно-методическое пособия «Цифровая экономика для гражданского общества». Оно включает четыреосновных блока: «Основы цифровой трансформации», «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности» и дополнительный раздел «Ресурсы и сервисы для развития гражданского общества». Пособие постоянно обновляется и корректируется с учетом изменений в нормативно-правовой базе цифровизации, появления новых технологических решений, расширения баз открытых данных, и, конечно, отзывов и пожеланий тех, кто уже прошел обучение по программе. Поэтому нами были дополнительно подготовлены электронные учебные пособия «Основы кибербезопасности» и «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», которые доступны слушателям и тьюторам через личный кабинет. Наши слушатели получают самую свежую и самую полную информацию!
— А как конкретно организовано обучение?
— В две основные стадии. На первой мы подбираем и обучаем тьюторов (чаще всего ими становятся преподаватели информатики, имеющие необходимую базовую подготовку). Все тьюторы проходят обучение по программе «Теория и методика преподавания базовых программ цифровой экономики» на 16 академических часов. Для них на специальном сайте создаются личные кабинеты, где размещаются все необходимые учебные материалы и информация, включая электронные учебные пособия, презентации и записи вебинаров и лекций. Параллельно начинается набор групп слушателей. Для этого в каждом населенном пункте, где должно пройти обучение, начинает работу местный координатор проекта.
На второй стадии тьюторы, освоившие как содержание учебно-методического комплекса, так и навыки работы с людьми среднего и старшего возраста, работают с группами. Они не только читают лекции и организуют практические занятия, но и проводят многочисленные индивидуальные консультации, стараясь максимально учесть потребности и возможности каждого слушателя. 
С этой же целью максимальной ориентации на слушателей, мы предлагаем два варианта обучения. Первый вариант – мы называем его «полный курс» – рассчитан на 26 часов и ведется методом глубокого погружения. Пять дней подряд по 4 часакаждый день слушатели работают в группе (если этого требует эпидемиологическая ситуация, то в режиме онлайн), еще шесть часов им выделяется на выполнение домашних заданий. Второй вариант, рассчитанный на более продвинутых пользователей, мы условно называем «сокращенным». Он рассчитан на 20 часов. 
Хотелось бы, пользуясь случаем, выразить благодарность нашим тьюторам за высокое качество работы. Лучшими тьюторами 2019 года по отзывам слушателей были признаны Татьяна Африкян (Нижневартовский район), Ольга Кирчанова (Нефтеюганский район), Ольга Поспелова (Сургут), Светлана Пинигина (Пыть-Ях)и Татьяна Дерик (Нефтеюганск). Мы их наградили умными часами. В 2020 году хотелось бы отметить работу Виталия Еленчука (Ханты-Мансийский район), Альбины Черной (Сургутский район), Гульнур Шамсиевой (Сургутский район), НатальиКиселевой (Березовский район), Светлана Хожаиновой (Октябрьский район), а также Олеси Бушмановой и Александры Зайкиной из Белоярского района. 
Что касается 2021 г., то добрые слова за активную работу особенно заслужили Елена Шарифгалиева (Лангепас), Александр Антонов(Урай), Наталья Звягинцева (Югорск), Наталья Пайвина (Мегион) и Лариса Чиркова из Липецка. А больше всего отличных тьюторов оказалось в Советском районе: Евгения Естехина, Светлана Жаркова, Елена Зурганова, Наталья Колотыгина, Александр Янников.
— Скажите, что происходит, когда слушатели завершают программу? Есть ли какая-то форма отчетности? Может быть, тьюторы устраивают зачет?
— По итогам обучения все слушатели в обязательном порядке проходят тестирование. Но проводят его не тьюторы: нами был специально разработан электронный тест на портале intellect.expert, состоящий из 22 вопросов. Каждомуслушателю дается индивидуальный логин и пароль для доступа к тесту. Те, кто успешно прошел тестирование – обычно это подавляющее большинство, свыше 90%, слушателей – получают сертификат об успешном прохождении курса.  
— Хочу уточнить – этот сертификат официального образца?
— Да, это официальный документ о прохождении обучения слушателями и курсов повышения квалификации тьюторами. Наш партнер при реализации проекта – малое инновационные предприятие «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию и право выдавать такого рода документы. Не могу не поблагодарить директора МИП «ИНТЕХ» Александра Жиделева и куратора нашего проекта Марину Бахтиерову за плодотворное сотрудничество. Оно особенно укрепилось за последний год, когда в связи с эпидемиологической ситуаций значительную часть мероприятий мы вынуждены были перевести онлайн. Сотрудники МИП ИНТЕХ не только обеспечивали успешную работу тьюторов и доступ слушателей, помогли организовать тестирование и анкетирование по итогам курса, но и содействовали проведению сопровождающих курс мероприятий. 
— Что это за мероприятия?
— Мы стремимся, чтобы наши слушатели не только систематизировали свои знания и совершенствовали практические навыки, но и получили представление о наиболее актуальных аспектах цифровой трансформации и связанных с нею проблемах. С этой целью мы организуем для них тематические лекции с участием внешних экспертов. 
В этом году такие лекции у нас читали эксперт по информационной безопасности, сотрудник администрации Липецкой области Михаил Шахнюк, консультант по грантовой работе, старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН Анна Трахтенберг из Екатеринбурга, специалист по искусственному интеллекту, заместитель начальника Управления по информационным технологиям и связи Республики Северная Осетия-Алания Марина Кулаева из Владикавказа. Тематические лекции прочли и наши югорские эксперты – заместитель начальника Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры Галина Михайлова и начальник отдела общего образования Департамента образования и молодежной политики Лариса Цулая. Лекции получили высокую оценку слушателей, и мы намерены и дальше развивать наш цифровой лекторий. А еще мы организовали «Цифровой клуб Югры». 
— Что такое «Цифровой клуб»?
— Цифровая трансформация – это не только новые возможности, преимущества и удобства, но и новые проблемы, с которыми все мы сталкиваемся ежедневно. К сожалению, вместе с цифровизацией в нашу жизнь вошли такие понятия, как «киберпреступность», «кибербуллинг», «фейкньюс»... Перечислять можно долго. Проблемы это новые, как их решать, пока толком не понятно ни государству, ни гражданскому обществу, причем не только у нас, но и во всем мире. На наш взгляд, социальные последствия цифровой трансформации надо обязательно обсуждать, причем обсуждать совместно и представителям органов власти, и сотрудникам «третьего сектора», и ученым и преподавателям высшей школы, и, конечно, представителям IT-бизнеса. 
Вот мы и решили создать площадку, где все они могли бы обмениваться мнениями. Идея возникла в ходе XII Международного IT-форума в Ханты-Мансийске. Он показал исключительную актуальность социальных проблем, связанных с цифровой трансформацией, и необходимость их решать с учетом возрастных, образовательных и культурных особенностей разных групп населения.Поэтому мы включили эту инициативу в наш проект и успели провести уже два заседания «Цифрового клуба». 
На первом участники отобрали список наиболее важных тем, и уже второе заседание, с учетом этого списка, посвятили проблемам информационной безопасности. Это не случайно. По данным того же НАФИ, более половины жителей России хотели бы узнать о том, как лучше защититься от цифровых угроз, и развить навыки безопасного использования цифровых устройств и технологий. 
На второе заседание «Цифрового клуба» нам удалось привлечь таких интересных спикеров, как цифровой молодежный омбудсмен России Дмитрий Гуляев, заслуженный юрист России, заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Людмила Терещенко, заместитель начальника Управления информационной безопасности Департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Иван Гудков. А старший оперуполномоченный УУР УМВД по ХМАО-Югре Павел Перепелкин рассказал о состоянии борьбы с киберпреступностью в округе и дал практические рекомендации защиты от кибермошенников.
Мы намерены продолжать эту работу. На 2022 год нами запланировано еще четыре заседания «Цифрового клуба Югры». 
— Если речь зашла о цифрах, то каковы количественные итоги проекта?
— Мы начали обучение сотрудников НКО и гражданских активистов в 2019 году, и к концу 2021 года охватили обучением 17 из 22 муниципальных образований округа. Всего ужеобучено 1450 человек. Еще 350 будут обучены в первой половине 2022 года. До конца 2023 г. планируется обучить еще 500 человек в пятиоставшихся муниципальных образованиях (гг. Ханты-Мансийск, Нягань, Покачи, Радужный, Кондинский район).
Добавлю, что в 2021 год наш проект впервые вышел за пределы автономного округа. В нем участвовали не только жители муниципальных образований Югры, но и представители Липецкой области и Республики Северная Осетия-Алания. Таким образом, наш проект подтвердил не только свою востребованность, но и способность к тиражированию. 
— Позвольте пожелать вам успехов в дальнейшей реализации проекта и выразить уверенность, что Югра и дальше будет образцом для других регионов России в сфере цифровизации. 
 

Интервью взяла Анна Рябинина

 
Справка: 
Проект «Цифровая экономика для гражданского общества» реализуется АНО «Центр технологий электронной демократии» за счет гранта губернатора Югры.
Проект разработан при поддержке Общественной палаты Югры, Департамента информационных технологий и цифрового развития ХМАО – Югры и Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры.