Новости

Презентация проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» прошла в рамках Круглого стола 21 октября.

Круглый стол был организован АНО «Центр технологий электронной демократии» совместно с МИП «ИНТЕХ» (Нижневартовский государственный университет). 
В Круглом столе приняли участие около 50человек: это организаторы, партнеры, участники, кураторы, тьюторы как нового проекта «Цифровая трансформация на службе граждан», так и прошлого - «Цифровая экономика для гражданского общества». 
География Круглого стола: г. Москва, г. Ханты-Мансийск, г. Липецк., г. Нижневартовск, г.Нягань, г.Покачи, г.Радужный, Кондинский район (г.п. Луговой, г. п. Междуреченский, с.п. Половинка, г.п. Мортка, п. Ягодный), Нижневартовский район (г.п. Излучинск), Советский район, п. Коммунистический, г. Югорск, г. Лангепас.
Круглый стол проходил в режиме онлайн на платформе Zoom с 39 точками подключения участников, в том числе из студий образовательных организаций.
Модератором заседания была исполнительный директор АНО «ЦТЭД», руководитель проекта Наталья Маслова. 

Открывая Круглый стол Наталья Масловаподчеркнула, что проект «Цифровая трансформация на службе граждан»осуществляется за счет средств гранта Губернатора Югры и при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры. Грантооператором является Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры».
Далее она сказала: «Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» и особенностиего реализации связаны с со стремительным развитием цифровых технологий и сервисов, в результате чего проявились две основные тенденции: обострение проблемы недостаточности цифровых компетенций граждан, в том числе представителей НКО, членов общественных и профсоюзных организаций, добровольцев для осуществления эффективной деятельности по развитию гражданского общества и предоставлению социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации, обострение проблемы информационной безопасности личности». Руководитель проекта отметила, что обучение проводится на основе специально разработанного АНО «ЦТЭД» совместно с автором Марией Лазаревой Учебно-методического пособия «Цифровая трансформация на службе граждан», которое включает 4 основных блока: «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности» и «Основы цифровой трансформации». 

Наталья Маслова рассказала о целях и задачах проекта и отметила, что цели проекта напрямую связаны с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором поставлена задача достижения национальной цели «Цифровая трансформация».
Особо Наталья Маслова подчеркнула, что всостав целевой группы проекта входят учащиеся старших классов, поскольку с 14 лет они могут регистрироваться и получать услуги на портале госуслуг, а также могут как физические лица быть участниками и экспертами грантов Губернатора автономного округа. 
Руководитель проекта указала, что на развитие проекта оказали влияние: пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, рост потребности цифровых компетенций граждан и представителей гражданского общества в связи с переходом на цифровой формат, а также ускоренные темпы развития цифровой экономики в рамках Национальной программы «Цифровая экономика РФ», формирование новых цифровых инструментов гражданской активности и общественного контроля. 
География проекта включает муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: г. Ханты-Мансийск, г. Нягань, г. Покачи, г. Радужный, Кондинский район (г.п. Луговой, г.п. Междуреченский, с.п. Половинка, г.п. Мортка, п. Ягодный).
В рамках проекта должно быть подготовлено 25 тьюторов, которые должны обучить 500 слушателей - представителей НКО, профсоюзных организаций, добровольцев (волонтеров), гражданских активистов сферы образования по курсу «Цифровая трансформация на службе граждан», организовано не менее 10-ти просветительских лекций, 4 заседания «Цифрового клуба Югры», проведен Конкурс на знание основ цифровой трансформации, цифровой экономики, кибербезопасности для повышения компетенций и мотивации представителей целевой аудитории.Информационное сопровождение проекта будет осуществляться через сайты и страницы АНО ЦТЭД (http://cted.ru, https://elkanko.ru), а также через страницы организации в социальной сети Одноклассники, ВКонтакте и в социальных сетях партнеров проекта. 

Куратор проекта от МИП ИНТЕХ (Нижневартовский государственный университет) Марина Бахтиерова подробно рассказала об организационно-методическом обеспечении при проведении обучения и полученных результатах проекта в 2019-2022 годах. «В процессе работы каждый тьютор получал доступ в личный кабинет на сайте ecdl.mipnv.ru, позволяющий в режиме онлайн создавать группы слушателей в соответствии с планом по обучению, производить набор слушателей, формировать отчетную документацию, обрабатывать анкетные данные и т.д.» - сообщила Марина Бахтиерова и представила платформу, на которой будут работать тьюторынового проекта. Затем Марина Бахтиеровасообщила, что всем тьюторам уже направлены логины и пароли для доступа в личный кабинет, а в ходе обучающего вебинара 14 октября былоподробно рассказано как им пользоваться.

Затем выступили тьюторы проекта 2021-2022 г.г. и рассказали об опыте проведения обучения в рамках реализации проектов «Цифровая трансформация на службе граждан» и «Цифровая экономика для гражданского общества» и дали свои рекомендации.

Татьяна Африкян, тьютор, и. о. директора МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», поприветствовала участников Круглого стола и отметила, что является участником проекта по повышению цифровых компетенций не первый год. Она сказала: «Я испытываю огромную профессиональную гордость. Это полезный проект и несет людям улучшение их жизни. Есть еще момент - если человек имеет амбиции, он может удовлетворить их в этом проекте. Проект учит, как жить в мире цифры. В нашей школе, как и в любой другой, есть профориентационная программа. Мы включили в эту программу как раздел профориентационной работы участие в этом проекте. Еще важно учитывать ориентацию на новый предмет «Индивидуальный проект». Затем Татьяна Григорьевна дала рекомендации по развитию проекта и по привлечению участия старшеклассников в проекте. Например, многие из них являются волонтерами и могут помогать одиноким пожилым людям в освоении цифровой грамотности. 

Евгения Естехина, тьютор, учитель математики и физики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Коммунистический (Советский район),поприветствовала участников Круглого стола и сказала: «Мы рады, что наша школа участвовала в таком интересном проекте. Первый поток обучения слушателей прошлой осенью составляли учителя. Второй поток – весной, мы набрали старшеклассников. Им была интересна тема кибермошеничество, защита данных, безопасность их использования. Это способствовало улучшению их цифровых навыков. Например, когда они разрабатывают какой-нибудь проект с применением цифровых технологий». Она отметила, что в ходе обучения слушателей решались проблемы безопасного использования ресурсов и сервисов портала госуслуг.
Евгения Владимировна поблагодарила организаторов и выразила готовность продолжить участие в проекте, в том числе и для обучения жителей поселка цифровым технологиям на базе центров общественного доступа.

Наталья Звягинцева, тьютор, педагог-библиотекарь Лицея им. Г.Ф. Атякшева (г.Югорск)отметила, что проект по повышению цифровых компетенций своевременный, очень нужный, полезный, привлекательный. «Но были проблемы, связанные с реализацией проекта в период пандемии коронавируса и мы соединили обучение очное и дистанционное. В первую группу набрали педагогов. В ходе обучения выяснилось, что учителя пользуются в основном профессиональными сайтами. Пользование другими ресурсами зачастую вызывало панику. А после участия в проекте педагоги свободно стали пользоваться различными сервисами: например, покупать товары в Интернет-магазинах, получать услуги. Весной набрали группу, в которой были и учителя, и ученики старших классов. Интересно было наблюдать за общением после занятий. Дети обсуждали с учителями информацию из пройденного материала. Они чувствовали себя более уверенными, социально полезными, значимыми. Старшеклассники с гордостью показывали сертификаты, полученные по окончании обучения», - рассказала Наталья Витальевна.

Наталья Старикова, руководитель Центра IT-компетенций Югорского НИИ информационных технологий представила возможности для более углубленного прохождения обучения по направлениям цифровой экономики и отдельным темам цифровой грамотности. Она сказала: «Для развития цифровых компетенций граждан создан портал «Цифровой гражданин Югры», на котором за последние 3 года более 20 тыс. человек прошли обучение. Цифровая трансформация экономики требует от граждан новых умений и навыков. Они необходимы не только для получения государственных услуг в электронном виде, настройки и пользования гаджетами, работы с приложениями банковских и других сервисов, но и знакомства с информационной безопасностью, чтобы не стать жертвой мошенников в Интернете». 
Наталья Старикова подчеркнула, что приобрести новые умения и навыки помогают очные и дистанционные семинары и курсы по цифровой грамотности, организованные в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики». На портале «Цифровой гражданин Югры» можно ознакомиться с содержанием учебных программ семинаров, записаться на очное обучение, самостоятельно пройти дистанционные курсы, проверить уровень своих IT-компетенций, узнать о мерах безопасной работы в сети Интернет, а также поучаствовать в конкурсах и викторинах.
Затем Наталья Александровнапродемонстрировала структуру портала и представила «в живую» как записаться и пройти обучение на примере трех из 26 курсов обучения.

Мария Лазарева, автор Учебно-методическихпособий «Цифровая экономика для гражданского общества» и «Цифровая трансформация на службе граждан» с учетом опыта и новых условий реализации проекта дала предложения и рекомендации по проведению обучения на основе обновленного в 2022 году Учебно-методического пособия и отметила, что более подробно она провела по нему вебинар для тьюторов 19 октября. 
Далее Мария Лазарева рассказала про то, что является сейчас самым важным для жизни в информационном обществе. Она отметила, что Министерство цифрового развития России хочет, чтобы была сквозная цифровизации процесса жизни человека. «Государственные услуги сопровождают нас в течение всей жизни. Человек родился – ему нужно выдать свидетельство о рождении – это государственная услуга. Потом исполнилось ему 3 года, его нужно записать в сад – это государственная услуга. Потом он должен пойти в школу – это государственная услуга. Затем он должен зарегистрироваться на ОГ и ЕГЭ – это государственная услуга. Потом он поступает в ВУЗ – тоже через портал госуслуг подается заявление. Потом он женится – заявление в ЗАГС подается через портал госуслуг. Потом он рождает своих детей, свидетельства о рождении он тоже получает через портал госуслуг. Когда умирают родственники, получать свидетельство о смерти тоже надо через портал госуслуг. Таким образом, государственные услуги сопровождают человека от рождения до смерти. Причем внедрение новых технологий постоянно совершенствует процесс получения услуг и необходимо поэтому постоянно повышать гражданам цифровую грамотность», - пояснила Мария Лазарева.

Об опыте участия в проекте «Цифровая экономика для гражданского общества» и рекомендаций по организации обучения выступила Марина Селиванова, куратор, заведующая кафедрой информационно-математического и естественнонаучного образования (Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования») г. Липецк.
Марина Селиванова поприветствовала участников Круглого стола и отметила, что Липецкая область находится в центральной России, а Ханты-Мансийский округ – это Западная Сибирь, несмотря на такие расстояния, благодаря цифровым технологиям мы можем свободно общаться в режиме видеоконференцсвязи. 
Она поблагодарила Центр технологий электронной демократии за такие важные проекты, которые весьма интересны и несмотря на то, что учебные пособия проекта подготовлены были для Югры, коллеги адаптировали их для Липецкой области. Марина Анатольевна отметила, что первый этап проекта совпал с переписью населения. И обученные первые 50 слушателей, и 5 тьюторов помогали в переписи населения как волонтеры и как люди, которые владеют специальными инструментами. Это пример конкретной практической деятельности и пользы, которую принесла программа обучения цифровым компетенциям. Помимо педагогов школ в проект включили слушателей Школы фермеров, адаптировали курс цифровой экономики под их специфику и получили отличные результаты и благодарность за конкретное повышение цифровых компетенций. Очень востребованы темы по кибербезопасности в связи с тем, что люди не задумываются, когда оставляют «цифровой след» в Интернете. Марина Анатольевна рекомендовала усилить преподавание по этой теме, а также обратить внимание на пользование облачными технологиями. Она поблагодарила за участие в проекте и пожелала успехов в дальнейшем его развитии.

По окончании мероприятия Наталья Масловаподвела его итоги и выразила благодарность спикерам и всем участникам Круглого стола.

Справка:

Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе. 
Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры.
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.